Вдобавок к «кофейной теме» — еще три сочинения, которые доставят удовольствие не только любителям кофе.
Это финал кофейного цикла, первые две части здесь:
☕ Меломаны и кофеманы: как французская музыка воспела турецкий кофе
☕ «Кофейная кантата» Баха и антикофейная песня про турецкого кофемана
☕ Петр Ильич Чайковский. «Кофе» из балета «Щелкунчик» (1892 год)
Это танец из второго акта, который называется еще «Арабским танцем». Идея танцующего кофе пришла в голову автору либретто балета Мариусу Петипа. Чайковский должен был написать музыку в строгом соответствии с его указаниями. Вероятно, Петипа понимал в кофе, потому что в композиционном плане балета он даже уточнил его сорт:
«Аравия, королевство Йемен. Кофе мокко. Восточный танец. 24 до 32 т. сладостной и чарующей музыки».
Чайковский создал «сладостный и чарующий» колорит условного Востока, умело обработав народную грузинскую песню «Спи, фиалка».
☕ Рихард Штраус. Кофейный танец из балета «Взбитые сливки» (1922 год)
Этот балет ставится крайне редко. Чаще музыка из него звучит в виде оркестровой сюиты, сделанной самим автором.
Кондитерская тема здесь очень напоминает «Щелкунчик» Чайковского. Здесь тоже есть всяческие танцующие сладости и напитки, правда, не совсем детские. Например, шампанское, ликёр Шартрез и даже русская водка («Борис Водка» — так записан в либретто балета этот персонаж).
Что касается кофе, Штраус, который сам сочинил сюжет, не уточнил, какой именно сорт он имел в виду. Просто кофе. Зато уж развернул эту тему в целую поэму — гимн кофейному наслаждению.
Рихард Штраус — известный волшебник оркестровых эффектов. Если уж он сумел однажды достоверно изобразить даже блеяние стада овец, то тут он разворачивает свои возможности в полную силу.
Первые пузырьки в закипающем кофе у кларнетов, опасно поднимающаяся из турки кофейная пена на барабанной дроби и, наконец, долгожданное упоение божественный ароматом и вкусом. Сладкие «ах!» скрипок и стон блаженства у тромбонов. Всё это сделано с тонкой иронией на грани пародии.
☕ Симоне Яннарелли. «Последний кофе вместе» из цикла «Итальянский кофе» (2011 год)
Современный итальянский композитор и гитарист Симоне Яннарелли быстро набирает популярность среди классических гитаристов. Его музыка уже входит в программы гитарных конкурсов и репертуар многих известных исполнителей.
В цикл «Итальянский кофе» входят двенадцать пьес. Каких только видов кофе здесь нет: тут и «арабика», и «мокко», и «латте». Но в данном случае кофе — только повод для лирических эмоций, воспоминаний и размышлений.
В названии этой пьесы (№5 в цикле) слова «вместе» и «последний» здесь ключевые. Отсюда такая ностальгическая нота в этой симпатичной музыке.
Андреа Витторелли.
Начало истории музыки на тему кофе здесь:
☕ Меломаны и кофеманы: как французская музыка воспела турецкий кофе
☕ «Кофейная кантата» Баха и антикофейная песня про турецкого кофемана