Если посмотреть, как любимые напитки человечества отразились в истории классической музыки, то картина получится примерно такая.
Музыкальный рейтинг напитков
На первом месте — вино. Оно лидирует с грандиозным отрывом. За последние лет Вакху посвящено огромное количество мадригалов, романсов, арий, хоров, вальсов и зажигательных галопов с весёлыми польками.
Эту тему можно даже систематизировать по типу алкоголя. Классическая музыка воспела отдельно вино, шампанское, пиво и напитки покрепче. Многочисленные нетрезвые оперные и опереточные герои с бокалами и чарками в руках собственным примером агитируют со сцены за всё вышеперечисленное.
Несправедливо, но никто из классиков вообще не вдохновился обычной водой (как напитком), молоком, кефиром или квасом, не говоря уж о киселе. И редко кто сказал доброе слово о чае.
Правда, этот пробел с лихвой восполнила лёгкая музыка 20 века.
Но кофе — другое дело. Этот напиток произвёл в своё время довольно сильное впечатление на умы и вкусы и оставил после себя хоть и небольшой, но любопытный шлейф в истории музыки.
Всё началось с Франции, где, если верить историкам, то уже к 1720 году в Париже было 380 кофейных заведений, которые пользовались репутацией «культурных» мест для встреч и общения.
Именно французские композиторы первыми начали кофейную историю в музыке.
Гимн кофемана
В 1723 году Николя Бернье (1664-1734) издал свою кантату «Кофе» («Le Caffé»).
В данном случае кантата — это сочинение для одного голоса (сопрано) и аккомпанементом скрипки или флейты и баса (это мог быть любой инструмент, например, клавесин или виола).
Вероятно, герцогиня дю Мэн, которой Бернье посвятил это сочинение, была страстной кофеманкой, иначе трудно объяснить и саму тему, и то, с каким пафосом выстраивается система доказательств в пользу кофе. Текст написал французский драматург Луи Фюзелье, тоже, безусловно кофеман.
«Прекрасный кофе! Ты — лучшее, что есть под солнцем!» — таким пассажем начинается текст и в том же духе он продолжается.
«Ты — звезда, чей сладкий и чистый свет замещает отсутствие солнца и тем каждую ночь утешает природу и людей». «Ты даруешь нам время, которое отбирает у нас сон». «Ты зажигаешь сияние разума в глазах человека и вселяешь в него уверенность в своих силах».
«Если тебя приготовит умелая рука, то что может сравниться с тем удовольствием, которое ты даёшь? Одним своим ароматом ты завоюешь сердца всех смертных, не познавших досель твоих соблазнов!»
Кофе против алкоголя
Далее все достоинства любимого напитка противопоставляются вреду вина. Кофе предстаёт в образе силы добра, борющейся со всемирным злом алкоголя.
«Кофе! Ты сражаешься против смертельного яда — сока из бутылки. Ты побеждаешь Вакха, возвращая пьянице ясность чувств и ума. Мудр тот человек, который, выбирая, что пить, покоряется власти сладостного кофе».
И в заключение апофеоз, настоящий гимн кофемана:
«О ты, чудесный напиток, так любимый мною! Царствуй, лейся везде и всюду! Изгоняй хмельный нектар богов, чтобы земля вкусила, наконец, твой сладкий, небесный покой».
Вот восторженный речитатив из начала этого кофейного панегирика:
Барочный ансамбль из Канады «Ensemble Masques».
Впрочем, музыка лишь отчасти выражает высокий пафос текста. По правилам французского музкального этикета того времени кофейная страть запакована в изящные формы с гармоничными пропорциями, ничего личного. Три арии, из которых состоит кантата, написаны в жанрах аллеманды, сарабанды и жиги.
Николя Бернье был не первый, кто начал кофейную тему в французской музыке. Он продолжил дело другого французского композитора Марена Марэ, который, кстати, приходился ему тестем.
Кофе с менуэтом
Марен Марэ был придворным музыкантом — гамбистом Людовика XIV.
Гамбист — исполнитель на виоле да гамба. Это популярный инструмент эпохи барокко, напоминающий по форме и звуку виолончель. На нём играли, зажав коленями, или положив, как гитару, боком на бедро. Отсюда слово gamba — «нога» в переводе с итальянского — в его названии.
Ещё в 1711 Марен Марэ написал маленькую бодрую кофейную пьесу для виолы да гамбо и баса с названием «Saillie du Caffé». Она входит в сюиту №8 из Третьей книги пьес для виолы.
Все девять сюит этого сборника (всего 120 пьес) по французской традиции размеренно чередуют менуэты с курантами и рондо с сарабандами. Почему вдруг в этот ряд попала пьеса с кофейным названием — загадка. Её можно объяснить только тем, что среди придворных дам и кавалеров, а также всех тех, кто играл на виоле да гамба, наверняка было много фанатов этого модного турецкого напитка.
В этом ролике две виолы де гамба плюс теорба (басовая лютня) в качестве баса. Ансамбль «L’Achéron».
Продолжение кофейной темы в музыке здесь 👇
☕ «Кофейная кантата» Баха и антикофейная песня про турецкого кофемана
☕ И ещё музыка о кофе: Чайковский, Штраус и классическая гитара
Ещё на эту тему:
⭐Туркомания в классической музыке
⭐Три самых знаменитых турецких марша в классической музыке