сухов

Как говорил Чехов, “нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него”. Этот принцип соблюдают также и кинорежиссёры. Поэтому иногда интересно потянуть за ниточку якобы “случайного”, чтобы размотать цепочку закономерностей и понять скрытые смыслы.

⛵ “Выплывают расписные…”

Помните эту сцену, когда товарищ Сухов, ловко отбиваясь от летящих в него палок трубой от граммофона, заходит в дворик старой крепости (в “1-е общежитие свободных женщин Востока”), где расположились на постой жёны Абдуллы, и они стыдливо прикрывают лица, задрав юбки?

Дальше Сухов читает им лекцию про освобождение женщин (“Забудьте вы к чертям своё проклятое прошлое!”) и, чтобы отметить начало новой жизни, ставит им пластинку с популярной русской песней “Из-за острова на стяжень” в исполнении Шаляпина.

Да, не “стрежень”, а “стяжень”. Именно так поёт Шаляпин.

И потом идёт кадр, где весь гарем, стоя под плакатом “Женщина – она тоже человек!”, слушает эту песнь свободы в каком-то странном оцепенении.

Юмор этого момента понятен (возможно, не с первого просмотра): Сухов сдаёт гарем Петрухе и считает, что уж теперь-то он – вольная птица. Песня как раз ему под настроение: “Из-за острова на стяжень, на простор речной волны!”

Но девять “освобождённых женщин Востока” (а дело происходит на границе с Персией) слышат в этой песне совсем другую историю – про то, как Стенька Разин сделал с персидской княжной примерно то же, что собирался сделать с ними их муж Абдулла.

Дальше эта песня в фильме больше не звучит, но…

👣 След ведёт к таможне

…но Стенька Разин со своей княжной ещё раз мелькает в кадре: картинка с таким сюжетом висит на стене в доме таможенника Верещагина.

Когда смотришь фильм, разглядеть, что там конкретно изображено, вряд ли получится. Но если режиссёр поместил картинку в кадр, значит, он явно хотел выстроить какую-то смысловую линию, и вёл он её к Верещагину.

Кстати, все картинки и фотографии на стене несут на себе большую информативную нагрузку. Из них мы узнаём всю биографию Верещагина: он герой войны с двумя Георгиями, был ранен, с женой Настасьей познакомился в госпитале, где она работала сестрой милосердия. Потом смерть их ребёнка и хроническая тоска по Москве (несколько картинок с изображением московских храмов).

Так что и сюжет с Разиным в “расписном челне”, по идее, должен нести какой-то важный смысл, связанный с этим персонажем.

🤦 “…нас на бабу променял”

Тут надо вспомнить, почему, собственно, Стенька Разин утопил бедную персиянку. Вот это место в тексте:

…Стенька Разин,
Обнявшись с младой княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
Позади их слышен ропот:
“Нас на бабу променял.
Только ночь с ней провожжался,
Сам наутро бабой стал”.
Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И он мощною рукою… и так далее.

А теперь вспомним сцену в доме Верещагина.

За рюмкой водки он сначала рассказывает Сухову, что давно “мундир на павлинов сменял”, но потом соглашается помочь Сухову с Петрухой. Это слышит его жена. Она на коленях молит его не ввязываться, и Верещагин, жалея её, отказывает Сухову в поддержке. “Вот что, ребята, пулемёта я вам не дам”.

К этому Сухов относится, вроде бы, с пониманием. Но уходя, бросает выразительный взгляд на те самые картинки, где висит фото Верещагина в военном мундире с двумя георгиевскими крестами. И произносит ироническую реплику: “На павлинов, говоришь? Хххех!” Петруха ему весело подихикивает.

“Этот ропот и насмешки слышит грозный атаман”… Вот такое лицо в этот момент у Верещагина:

В итоге мы знаем, что произошло. Несколько позже Верещагин бросает жену в набежавшую волну запирает жену в доме и уходит.

Когда мы видим, как на глазах несчастной Настасьи взрывается баркас, и она, обезумевшая, бредёт по берегу моря, нам жаль её гораздо больше, чем ту персидскую княжну, которая, хоть и трагически, но по крайней мере, быстро, гибнет в речной пучине.

✭ “… потому как долг революционный к тому нас обязывает”

И обратите внимание, что у Сухова тоже стоит выбор между, образно говоря, “бабой” и долгом. Это вообще сквозная линия фильма.

Уж как ему только не мерещится разлюбезная Катерина Матвевна под жалобные звуки балалайки – и с коромыслом, и без коромысла! Но он, хоть уже и демобилизовался, и формально никому ничего не обязан, свой долг перед товарищами выполняет без колебаний.

Не в такой, конечно, возмутительно антигуманной форме, как Стенька Разин. Потому что он сознательный боец, и служил в полку имени товарища Августа Бебеля – видного борца за женское равноправие.

Важные улики

Возможно, всё это случайные совпадения, и Фёдор Иванович Шаляпин со своей песней тут вообще ни при чём, режиссёр и сценаристы ничего такого в виду не имели.

Но как-то лезет в голову ещё вот это.

✔Куда направлялся Стенька Разин со своей интернациональной разбойничьей командой, когда случился инцидент с персидской княжной? Из каспийского похода, из Персии, и плыл он по Волге.

✔А куда держал путь товарищ Сухов, боец Закаспийского революционного пролетарского полка, тоже, кстати, интернационального? Да, оттуда же и туда же – от персидской границы вверх по Волге. В направлении родной Самары.

✔То есть получается, что он почти что земляк Фёдора Ивановича Шаляпина, спевшего песню про Стеньку Разина с пластинки на граммофоне.

✔Кстати, помните, как зовут Сухова? Тоже Фёдор Иванович.

А вот и песня (на стихи русского поэта Дмитрия Садовникова) с душераздирающим видеорядом из ранних отечественных фильмов на этот сюжет:

P.S.

Ещё на стене в доме Верещагина висит вот эта картинка, и на ней почему-то многозначительно задерживается камера:

Это сюжет на тему гибели библейского Авессалома, который погиб из-за того, что случайно запутался своими кудрями в ветках дуба.

Как думаете, к чему бы это?

Свои версии можно высказать здесь или на 👉канале Культшпаргалки в Яндекс Дзене.

Ещё о музыке в фильме “Белое солнце пустыни” – 👉здесь.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here

+ 62 = 69