Маловероятно, что Наташа Ростова могла танцевать свой вальс на великосветском балу 31 декабря 1809 года — при жизни Марии Фёдоровны, матери Александра I, он был под негласным запретом на балах такого уровня.
Но это именно тот случай, когда, если бы вальса не было, его стоило бы придумать. Потому что для завязки любовной линии романа нет более идеальной ситуации, чем первый бал, нет лучше времени, чем новогодняя ночь, и нет более подходящего танца, чем головокружительный вальс. Но какой именно?
Вот пять разных вальсов Наташи, написанных для экранизаций «Войны и мира».
Напомним для начала:
«То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой. «Давно я ждала тебя», – как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из‑за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. … Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия».
⭐Первый вальс Наташи Ростовой: мог ли он быть на самом деле?
✔Нино Рота в голливудском фильме 1956 года
Саундтрек к первой экранизации «Войны и мира» написал прославленный мастер киномузыки — итальянский композитор Нино Рота. Он обладал редкой способностью выражать сложные оттенки чувств в простых мелодиях (вспомним, хотя бы, его музыку к «Крёстному отцу»).
В нарядном, «с иголочки», новогоднем вальсе Наташи есть очарование простодушной юности. Нино Рота создаёт лёгкую стилизацию под вальсы начала 19 века и не без юмора добавляет чуточку русского колорита: в одном из эпизодов отчётливо слышны намёки на «Очи чёрные».
✔ Вячеслав Овчинников в советском фильме 1967 года
В знаменитом фильме Сергея Бондарчука вальс особый: это не столько собственно вальс, под который танцуют гости на балу, а, скорее, развёрнутое музыкальное выражение «восторга счастия», переполняющего Наташу.
⭐Пять лучших вальсов из советских фильмов
✔ Ян Качмарек в совместном (Италия, Франция, Германия, Россия, Польша) сериале 2007 года
Странное решение принял автор саундтрека к этой ленте — польский композитор Ян Качмарек: он просто взял известнейший вальс Арама Хачатуряна к спектаклю «Маскарад». Вальс, конечно, прекрасный, но он не имеет отношения ни к Качмареку, ни к эпохе романа Толстого. Очень странно видеть музыкантов в камзолах и париках, играющих на балу 1809 года музыку советского композитора.
Остаётся загадкой также, как этому скромному танцевальному ансамблю из нескольких человек удаётся издавать все эти мощные звучания большого современного симфонического оркестра.
В фильме вообще очень много небрежной композиторской работы и всяческих ляпов. Иначе как неуважением к зрителю это назвать трудно. Качмареку за это минус, а Араму Ильичу Хачатуряну за его чудесный вальс большой плюс.
✔ Мартин Фиппс в английском сериале 2016 года
В отличие от Яна Качмарека, британский композитор Мартин Фиппс подошёл к работе над саундтреком к этому нашумевшему сериалу очень ответственно. Он изучил русскую бытовую музыку до начала Отечественной войны 1812 года и включил в фильм раритетные сочинения русских композиторов, которые даже и в самой России уже никто не помнит.
⭐Семь самых чудесных зимних вальсов
Но для сцены первого бала Наташи он сочинил музыку сам. Элегантный очень напевный вальс переходит у него в тихую музыку внутреннего счастья — проекцию ближайшего будущего Наташи и Андрея с ангельским детским хором на втором плане.
✔Сергей Сергеевич Прокофьев в опере 1946 года
Опера Прокофьева «Война и мир» экранизировалась трижды, поэтому его музыку тоже уместно включить в этот список.
Интересно, что в первой редакции оперы сцены бала не было вообще. Только для второго, расширенного варианта спустя три года Прокофьев написал этот один из лучших своих вальсов. Здесь в музыке ясно слышны «крупные» и «общие» планы этой картины: и робкий взгляд юной Наташи, и пышный блеск великосветского бала.