альбинони адажио

Наверное, уже никому не надо раскрывать глаза на подлинное авторство популярнейшего “Адажио Альбинони”. Его сочинил итальянский музыковед Ремо Джадзотто, и об этой мистификации уже довольно много написано.

⭐ Кто написал “Адажио Альбинони”?

Ремо Джадзотто: самый честный из всех мистификаторов

Любое введение в заблуждение – нехорошо и иногда даже уголовно наказуемо. Поэтому имя Джадзотто вписано в ряд преступников провинившихся по этой статье. В этом списке много достойных людей:

Крейслер, Казадезюс, Вавилов, Гольдштейн. Фотографии Ремо Джадзотто не удалось найти.
Крейслер, Казадезюс, Вавилов, Гольдштейн. Фотографии Ремо Джадзотто не удалось найти.
  • скрипач Фриц Крейслер (подделал Тартини и Вивальди)
  • дирижёр Мариус Казадезюс (подделал Моцарта)
  • гитарист Николай Вавилов (подделал Каччини и ди Милано)
  • композитор Михаил Гольдштейн (подделал Хандошкина и Балакирева и “открыл” Овсяннико-Куликовсокого – второго поручика Киже от музыки)

⭐ Как скромный ленинградский гитарист ввёл в заблуждение весь Советский Союз

Джаджотто среди них самый удачливый мистификатор, но и самый благородный.

Любой адвокат оправдал бы Джадзотто, потому что у него была благая цель: он хотел сделать имя Томазо Альбинони известным.

Сначала он честно сделал для этого всё, что было возможно: написал первую книгу об Альбинони на 400 страниц. Там была собранная по крупицам биография Альбинони, все документы, связанные с его жизнью и творчеством, тематический каталог с фундаментальным исследованием и описанием всех известных на ту пору музыкальных автографов композитора (ещё до войны он получал микрофильмы с рукописей из архива Дрезденской библиотеки).

Он отдал этой книге несколько лет своей жизни, но этот добросовестный музыковедческий труд (книга была издана в 1945 году) не привлёк особого внимания к персоне забытого барочного автора. И только опубликованная им в 1957 году сенсационная “находка шедевра забытого композитора” сдвинула камень с мёртвой точки.

Интерес к музыке Альбинони моментально врос, его стали исполнять и возродили таким образом из забвения. Цель Джадзотто была достигнута.

Робин Гуд всех музыковедов

Благодаря невероятной популярности “Адажио” Джадзотто прославил своё имя и передал по наследству своим потомкам нефтяную скважину неиссякаемый поток роялти (авторское право на супер популярное “Адажио” истечёт ещё не скоро – лет через сорок).

Будем считать, что он, как Робин Гуд, отомстил таким образом за всех музыковедов, труд которых обречён оставаться в тени музыкального процесса.

Но, как бы там ни было, в итоге получилась парадоксальная вещь: спроси любого человека, интересующегося музыкой, знает ли он Альбинони, и, скорее всего, ответ будет таким:

конечно! это тот самый композитор, который не писал своего знаменитого Адажио.

А на вопрос – что же, собственно, написал Альбинони, могут ответить в основном продвинутые меломаны и профессиональные музыканты. Особенно гобоисты и скрипачи, поскольку его гобойные концерты и трио-сонаты с относительно недавних пор вошли в учебный и концертный репертуар.

Кто такой Альбинони?

Звали его Томазо Джованни, он был итальянцем, сыном богатого венецианского негоцианта. Жил в эпоху барокко (1671-1751), в одно время с Вивальди и Бахом и был довольно известным композитором и скрипачом.

Портрет Томазо Альбинони работы неизвестного художника.
Портрет Томазо Альбинони работы неизвестного художника.

Свои опусы он подписывал скромно: “музыкальный дилетант”, но сочинял во всех жанрах того времени – от оперы до сонаты, издавал свои произведения (ему хватало на это средств) и был известен за пределами Италии (в том числе в Германии, где впоследствии хранились его рукописи).

В биографии этого композитора сплошные белые пятна. Большая часть его сочинений погибла во время бомбёжки Дрездена 1945 года. Осталось в основном то, что сам Альбинони издал при жизни: концерты для гобоя, камерные сочинения (трио-сонаты и церковные сонаты) и кантаты. Ещё несколько опер были найдены в итальянских архивах.

Как звучит настоящий Альбинони?

Музыка этого композитора мало напоминает по стилю ту популярную медленную пьесу, которая звучит везде и всюду под его именем. Она имеет своё лицо: в ней нет эмоционального размаха Вивальди или Генделя, нет баховских глубин, но она очень мастерски сделана, изящно-декоративна и по-итальянски мелодична.

Гравюра с профилями трёх итальянских композиторов. Первый слева - Альбинони.
Гравюра с профилями трёх итальянских композиторов. Первый слева – Альбинони.

Возможно, с первого раза эта музыка не откроет вам своей красоты, но узнав получше, в неё легко можно влюбиться. При условии, конечно, что вы в принципе любите музыку барокко.

Концерт для двух гобоев и струнных ор.9 №12, ре мажор, 2 часть – Адажио.

Альбинони написал больше полусотни концертов для разных инструментов. Особенно часто исполняются гобойные. Считается, что он одним их первых стал использовать этот инструмент в качестве солирующего.

⭐ Чем гобой отличается от кларнета?

Это одно из самых мелодичных адажио Альбинони. Между прочим, Джадзотто в своей стилизации точно подметил склонность Альбинони к меланхолическим минорным тонам.

Здесь два гобоя заводят свой печальный рассказ под выразительный аккомпанемент струнных.

Концерт для струнных ор. 10 №2, соль минор, 1 часть.

А это первая, быстрая часть концерта без солиста, здесь только струнный ансамбль. Симпатичная мелодия повторяется без особых затей. В конце – дуэт двух скрипочек: сделано очень ладно, красиво и в меру сентиментально.

Концерт для струнных, ор.10 №1, до минор, 1 часть

Маленькая драма, вписанная в правильную ритмичную схему. Изобретательно сделанная музыка, в которой эмоции ни на секунду не выходят за границы прекрасного.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here