Наверное, уже никому не надо раскрывать глаза на подлинное авторство популярнейшего «Адажио Альбинони». Его сочинил итальянский музыковед Ремо Джадзотто, и об этой мистификации уже довольно много написано.
⭐ Кто написал «Адажио Альбинони»?
Ремо Джадзотто: самый честный из всех мистификаторов
Любое введение в заблуждение — нехорошо и иногда даже уголовно наказуемо. Поэтому имя Джадзотто вписано в ряд преступников провинившихся по этой статье. В этом списке много достойных людей:
- скрипач Фриц Крейслер (подделал Тартини и Вивальди)
- дирижёр Мариус Казадезюс (подделал Моцарта)
- гитарист Николай Вавилов (подделал Каччини и ди Милано)
- композитор Михаил Гольдштейн (подделал Хандошкина и Балакирева и «открыл» Овсяннико-Куликовсокого — второго поручика Киже от музыки)
⭐ Как скромный ленинградский гитарист ввёл в заблуждение весь Советский Союз
Джаджотто среди них самый удачливый мистификатор, но и самый благородный.
Любой адвокат оправдал бы Джадзотто, потому что у него была благая цель: он хотел сделать имя Томазо Альбинони известным.
Сначала он честно сделал для этого всё, что было возможно: написал первую книгу об Альбинони на 400 страниц. Там была собранная по крупицам биография Альбинони, все документы, связанные с его жизнью и творчеством, тематический каталог с фундаментальным исследованием и описанием всех известных на ту пору музыкальных автографов композитора (ещё до войны он получал микрофильмы с рукописей из архива Дрезденской библиотеки).
Он отдал этой книге несколько лет своей жизни, но этот добросовестный музыковедческий труд (книга была издана в 1945 году) не привлёк особого внимания к персоне забытого барочного автора. И только опубликованная им в 1957 году сенсационная «находка шедевра забытого композитора» сдвинула камень с мёртвой точки.
Интерес к музыке Альбинони моментально врос, его стали исполнять и возродили таким образом из забвения. Цель Джадзотто была достигнута.
Робин Гуд всех музыковедов
Благодаря невероятной популярности «Адажио» Джадзотто прославил своё имя и передал по наследству своим потомкам нефтяную скважину неиссякаемый поток роялти (авторское право на супер популярное «Адажио» истечёт ещё не скоро — лет через сорок).
Будем считать, что он, как Робин Гуд, отомстил таким образом за всех музыковедов, труд которых обречён оставаться в тени музыкального процесса.
Но, как бы там ни было, в итоге получилась парадоксальная вещь: спроси любого человека, интересующегося музыкой, знает ли он Альбинони, и, скорее всего, ответ будет таким:
конечно! это тот самый композитор, который не писал своего знаменитого Адажио.
А на вопрос — что же, собственно, написал Альбинони, могут ответить в основном продвинутые меломаны и профессиональные музыканты. Особенно гобоисты и скрипачи, поскольку его гобойные концерты и трио-сонаты с относительно недавних пор вошли в учебный и концертный репертуар.
Кто такой Альбинони?
Звали его Томазо Джованни, он был итальянцем, сыном богатого венецианского негоцианта. Жил в эпоху барокко (1671-1751), в одно время с Вивальди и Бахом и был довольно известным композитором и скрипачом.
Свои опусы он подписывал скромно: «музыкальный дилетант», но сочинял во всех жанрах того времени — от оперы до сонаты, издавал свои произведения (ему хватало на это средств) и был известен за пределами Италии (в том числе в Германии, где впоследствии хранились его рукописи).
В биографии этого композитора сплошные белые пятна. Большая часть его сочинений погибла во время бомбёжки Дрездена 1945 года. Осталось в основном то, что сам Альбинони издал при жизни: концерты для гобоя, камерные сочинения (трио-сонаты и церковные сонаты) и кантаты. Ещё несколько опер были найдены в итальянских архивах.
Как звучит настоящий Альбинони?
Музыка этого композитора мало напоминает по стилю ту популярную медленную пьесу, которая звучит везде и всюду под его именем. Она имеет своё лицо: в ней нет эмоционального размаха Вивальди или Генделя, нет баховских глубин, но она очень мастерски сделана, изящно-декоративна и по-итальянски мелодична.
Возможно, с первого раза эта музыка не откроет вам своей красоты, но узнав получше, в неё легко можно влюбиться. При условии, конечно, что вы в принципе любите музыку барокко.
Концерт для двух гобоев и струнных ор.9 №12, ре мажор, 2 часть — Адажио.
Альбинони написал больше полусотни концертов для разных инструментов. Особенно часто исполняются гобойные. Считается, что он одним их первых стал использовать этот инструмент в качестве солирующего.
⭐ Чем гобой отличается от кларнета?
Это одно из самых мелодичных адажио Альбинони. Между прочим, Джадзотто в своей стилизации точно подметил склонность Альбинони к меланхолическим минорным тонам.
Здесь два гобоя заводят свой печальный рассказ под выразительный аккомпанемент струнных.
Концерт для струнных ор. 10 №2, соль минор, 1 часть.
А это первая, быстрая часть концерта без солиста, здесь только струнный ансамбль. Симпатичная мелодия повторяется без особых затей. В конце — дуэт двух скрипочек: сделано очень ладно, красиво и в меру сентиментально.
Концерт для струнных, ор.10 №1, до минор, 1 часть
Маленькая драма, вписанная в правильную ритмичную схему. Изобретательно сделанная музыка, в которой эмоции ни на секунду не выходят за границы прекрасного.