цитаты Чайковского

В последние годы жизни Чайковский изведал, наконец, полный и безоговорочный триумф. Он гастролировал как дирижёр во многих странах Европы и США, получил степень доктора музыки Кембрижского университета, и его репутация первого композитора России уже никем не оспаривалась.

Пресса (русская и западная) много писала об успехах Чайковского, но среди сохранившихся газетных материалов довольно мало интервью. Тогда этот жанр был ещё новинкой журналистики, принято было просто цитировать текст авторского высказывания в виде монолога.

◾ Почему в Америке так любят Чайковского?

Единственное своё развёрнутое интервью Чайковский дал корреспонденту журнала «Петербургская жизнь» в ноябре 1892 года.

Композитор приехал в Петербург для того, чтобы готовить премьеру «Иоланты» и «Щекунчика».

Интервью довольно большое, вот выдержки.

✔О себе

Сначала впечатления корреспондента от знакомства с Чайковским:

П. И. отличается редкой скромностью и необыкновенно кратко и сдержанно говорит о себе. Всегда спокойный и мягкий, он сильно оживляется, говоря о музыке, и в его словах чувствуется неподдельное увлечение и безграничная преданность своему дорогому искусству.

—Где вы обыкновенно живете?

Я проживаю в усадьбе близ города Клина, но веду жизнь скорее кочующую, особенно в последние десять лет.

—В какое время вы работаете?

Для работы удаляюсь в своё клинское убежище или в какой-нибудь тихий заграничный уголок, причём веду отшельническую жизнь. Работаю я от десяти утра до часу пополудня и от пяти до восьми часов вечера. Поздним вечером или ночью я никогда не работаю.

—Интересно было бы знать: как возникают музыкальные идеи в вашей голове?

Моя система работы чисто ремесленная, то есть абсолютно регулярная, всегда в одни и те же часы, без всякого самому к себе послабления.

◼ Шесть шедевров Чайковского, сделанных из обычной гаммы

Большинство мыслей возникают во мне во время моих ежедневных прогулок, причём, ввиду необыкновенно плохой музыкальной памяти, я беру с собой записную книжку.

Кабинет Чайковского в доме-музее в Клину.
Кабинет Чайковского в доме-музее в Клину.

✔О западной музыке

—У вас, конечно, есть свои любимые музыкальные авторы, которых вы предпочитаете другим?

Мне было шестнадцать лет, когда я услышал впервые «Дон-Жуана» Моцарта. Это было для меня откровением: я не в состоянии описать подавляющую силу испытанного мною впечатления. Вероятно, вследствие этого обстоятельства из всех великих композиторов я наиболее нежную любовь питаю к Моцарту.

◼ Что нужно знать о Чайковском

…Из всех существующих опер, после «Дон-Жуана», я наиболее люблю «Жизнь за царя» Глинки — именно «Жизнь за царя», а не «Руслана»! — и «Юдифь» Серова. Последняя опера была впервые дана в мае 1863 года, в чудесный весенний вечер. И вот наслаждение, доставляемое мне музыкой «Юдифи», всегда сливается с каким-то неопределённым весенним ощущением тепла, света, возрождения!

—Что вы думаете о современном состоянии музыки на Западе и о будущем её?

Мне кажется, что музыка в Западной Европе переживает какой-то переходный фазис. Вагнер долгое время был единственным крупным деятелем германской школы. В каком-то величавом одиночестве стоял этот гениальный человек, от подавляющего воздействия которого не ушёл ни один из европейских композиторов второй половины нашего столетия; и как при жизни его, так и теперь не было и нет никого, кто мог бы заместить его.

Есть, правда, в Германии весьма уважаемый и ценимый композитор Брамс, но … при всем его мастерстве, при всей чистоте и серьезности его стремлений, Брамс едва ли внёс в сокровищницу немецкой музыки вклад вечный и ценный.

—А другие страны?

До самого последнего времени искусство в Италии находилось ещё в большем упадке (Чайковский невысоко ценил творчество знаменитого в ту пору Веди, кроме его «Аиды» и «Отелло» — прим. автора). Но мы, по-видимому, присутствуем при заре возрождения его. Появилась целая плеяда молодых талантов, и среди них Масканьи обращает на себя наибольшее внимание.

Молодой композитор Пьетро Масканьи поставил на момент этого интервью две успешные оперы: "Сельскую честь" и "Друг Фриц".
Молодой композитор Пьетро Масканьи поставил на момент этого интервью две успешные оперы: «Сельскую честь» и «Друг Фриц».

Он с чисто итальянской пластичностью и красивостью иллюстрирует изображаемые им жизненные драмы, и в результате получается произведение почти неотразимо-симпатичное и привлекательное для публики.

✔О «Могучей кучке»

—В обществе и в печати у нас не прекращаются толки о так называемой «могучей кучке»; представляют ли что-либо особенное преследуемые ею цели?

Под словом «кучка » разумели в конце 60-х и в 70-х годах кружок музыкантов, соединенных личной дружбой и тождественностью вкусов и мнений; душой и головой этого кружка был М.А.Балакирев.

Однако же … «кучка» мало-помалу нажила себе огромное количество врагов. Причину этого явления следует искать в том, что «кучка» имела в печати своих представителей (имеются в виду В.Стасов и Ц.Кюи — прим. автора), которые заходили нередко слишком далеко, впадали в преувеличения, предавались слишком резкому издевательству над всяким деятелем или явлением, для кружка несимпатичным.

На момент интервью (1892 год) А.П.Бородина и М.П.Мусоргского уже не было в живых.
На момент интервью (1892 год) А.П.Бородина и М.П.Мусоргского уже не было в живых.

Очень часто композиторов «кучки» называли» революционерами, новаторами, но это были скорее исключения. Иные считали творения «кучкистов» проникнутыми, преимущественно, » русским духом», но …некоторые из них за всю свою жизнь не написали ни одной строчки в «русском духе». Никакого особого связующего принципа в деятельности кружка мы не отыщем.

Между тем, та враждебность, в которую он поневоле стал по отношению к остальному русскому музыкальному миру, породило представления о борьбе каких-то двух партий, из которых одна была «кучка», а другая — всё, что вне «кучки».

Как пример всей несообразности подобного деления на партии, я укажу на следующий прискорбный для меня факт. Дело в том, что … я отнесён к партии, враждебной к тому из живых русских композиторов, которого я люблю и ценю выше всех остальных — Н.А.Римскому-Корсакову. Он составляет лучшее украшение «новой русской школы», я же отнесён к старой, ретроградной.

Но почему это должно быть так? Тут есть странное недоразумение. Оно компрометирует нас, музыкантов, в глазах будущих поколений. Лядова и Глазунова тоже причисляют к моим музыкальным противникам, а я очень люблю и ценю их дарование.

✔О музыкальном образовании в России

—Что же, по-вашему, необходимо для развития музыкальной жизни в России?

Многое уже сделано, нужно сделать еще больше. Заслуга наших двух консерваторий очень велика. Они дали возможность многим талантам вовремя получить обширное музыкальное образование. Они подняли на сравнительно огромную высоту уровень музыкального понимания в интеллигентных сферах.

◼ Какой романс Чайковского больше всего любят в Америке?

Но нельзя не сознаться, что … они похожи на университеты, которые существовали бы в стране, где нет средних и низших учебных заведений. Спрашивается, каким образом прекратить подобное ненормальное положение вещей? Мне кажется, … нужно устроить как в столицах, так и во всех губернских и больших уездных городах, школы, которые соответствовали бы гимназиям; задача этих школ — приготовлять молодых людей к поступлению в высшее учебное заведение — консерваторию.

…Следует принимать учащихся в эти школы с самым строгим разбором: искусству может служить человек, лишь одарённый музыкальным талантом. Нужно также, чтобы широко распространилось обязательное обучение хоровому пению во всех низших учебных заведениях нашего отечества.

—Как вы полагаете, может ли всё это совершиться благодаря исключительно частной инициативе? (консерватории до 1917 года были частными образовательными учреждениями с государственной поддержкой — прим. автора)

Едва ли. Мне кажется, что было бы величайшим благом для русского искусства, если бы правительство взяло в свои руки попечение о всех отраслях его. Только с учреждением министерства изящных искусств можно надеяться на быстрый и блестящий рост всех отраслей искусства.

P.S. Текст по сборнику «П.И.Чайковский. Музыкально-критические статьи». Л., Музыка, 1986.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here