Месть — понятие со сложным вектором: с одной стороны, закон справедливости — «око за око». А с другой стороны — ловушка дьявола: и не заметишь, как он подменит орудие справедливости в твоих руках на орудие всё того же зла.
Поэтому лучше, чтобы всех злодеев карали небеса, а наши личные планы мести оставались сладкой мечтой. Пусть уж наши нереализованные желания реализуют симпатичные и меткие киллеры в любимых фильмах, а мы с удовольствием посмотрим на это со стороны.
В отличие от кино, в опере месть подают не холодной, а прямо с пылу с жару. Вот четыре самых горячих арии на эту тему.
👑В.А.Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» («Der hölle Rache»)
У Моцарта есть несколько арий на тему мести (в «Дон Жуане», в «Свадьбе Фигаро»). Но все они не могут сравниться со знаменитой ураганной арией Царицы ночи, которую все колоратурные сопрано поют с большим ножом в руке.
В опере две арии Царицы ночи, в первом и втором действии. Это — вторая.
Царица ночи требует, чтобы дочь немедленно и беспощадно отомстила своему похитителю Зарастро — этим самым клинком! В её знаменитых акробатических колоратурах блещут электрические разряды ненависти.
Если вдуматься, то любая женщина, не обязательно злая волшебница, пришла бы в такое состояние, если бы её дочь похитили и притом вложили девочке в голову, что её любимая мама на самом деле — исчадие зла.
Ужасной мести жаждет моё сердце!
Я беспощадна! Жажду мести я!
Должен узнать
Зарастро ужас смерти,
А если нет, так ты не дочь моя!
Коллекция исполнений этой знаменитой арии с обсуждением здесь 👇
А в этом ролике — Бэла Руденко.
🔪 А.Вивальди. Ария Вагуса из оратории «Торжествующая Юдифь» («Armatae face et anguibus»)
Во времена Вивальди ария мести была стандартным атрибутом итальянской оперы и оратории. Писались такие арии по традиционной схеме: быстро, мрачно и бравурно.
Вагус — это оруженосец-евнух при ассирийском генерале Олоферне. В один несчастный день он зашёл в шатёр своего патрона и нашёл там его обезглавленный труп.
Подробнее об этой истории здесь 👇
⭐ Две арии Вивальди на тысячу вольт, вдохновлённые подвигом одной иудейской вдовы
Убитый горем Вагус обращается к богиням мести — страшным и безжалостным фуриям за помощью.
О, Фурии, явитесь нам!
Научите, как отомстить за столь страшное убийство
смертью, бичом, резнёю —
и ведите в бой
наши разъярённые сердца!
Эта партия написана Вивальди для женского голоса. Итальянское сопрано Роберта Инверницци.
🙏А. Вивальди. Ария Занаиды из оперы «Агриппo» («Se lento ancora il fulmine»)
«Агриппo» считалась утерянной (сохранилось только либретто) и только относительно недавно (в 2008) была восстановлена в фрагментах. Эта красивая и вокально головоломная ария сразу же вошла в репертуарный арсенал барочных сопрано.
Её поёт Занаида, дочь индийского короля. Она угрожает страшной местью своему неверному супругу. Но в своём гневе она не очень тверда, судя по среднему разделу арии, где она готова отпустить ему все грехи за одно лишь ласковое слово.
Если молния все медлит
отомстить мое бесчестье,
станет жертвой святотатец
вспышки гнева моего.
Но еще твоя жена я,
ты вернись — и все прощу:
слез потоки и печали
преданной тобой любви!
👎 К.М.Вебер. Ария Каспара из оперы «Волшебный стрелок»
Как пел в своей арии мести Бартоло из моцартовской «Свадьбы Фигаро», «месть — удовольствие для умных. Забывать позор, обиды — это низко и трусливо».
Охотник Каспар свою обиду помнит — ему отказала главная красавица деревни Агата — и расчётливо готовит гибель ей и её жениху Максу с помощью самого дьявола.
Погибнуть должен он!
Он аду в жертву обречён,
О, смолкни в сердце, сожаленье!
Настал час мщенья, погибнет он!
Это моя любимая статья! Что-то подобное уже наша кошка намурлыкивает, нас наслушавшись)