Фредерик Шопен не писал ни опер, ни балетов, ни симфоний, ни ораторий — ничего такого, что обычно даёт композитору статус «великого». Он — единственный из всех классиков достиг этого статуса исключительно красотой. Красота его музыки имеет три измерения: скульптурное совершенство формы, великолепный мелодический дар и безупречный вкус.
На фоне музыки романтизма, где вместе со свободой эмоций пышным цветом расцветает пафос, банальность и многословие, Шопен выглядит особой голубых кровей. Практически всё, что он написал — это произведения гениального перфекциониста — ни убавить, ни прибавить. Только наслаждаться и восхищаться. Даже нотным текстом, написанным его рукой:
А уж музыка! Ограничиться пятью примерами крайне трудно. Но придётся.
🟡 Ноктюрн ми-бемоль мажор, ор.9 №2
Скорее всего, это самый известный ноктюрн Шопена с мелодией редкой красоты. Запечатление драгоценного момента полной гармонии в душе.
Возможно, не все знают, что романтический ноктюрн — это жанр made in Russia. В 1812 году работавший в Петербурге и Москве ирландский композитор и пианист (у него взял несколько уроков Глинка) Джон Фильд написал мелодичную фортепианную пьесу и назвал её «Ноктюрн». Ноты раскупили моментально. Он написал ещё 18, и мода на ноктюрн охватила всю Европу.
Шопен восхищался игрой Фильда и его ноктюрнами, а вот Фильд высказывался в его адрес критически.
Американская пианистка Анна Мария Макдермотт.
А здесь ещё четыре известные ноктюрны разных композиторов, Фильда в том числе 👇
⭐Четыре классических ноктюрна для душевной гармонии
🟣 Ноктюрн си-бемоль минор, ор.9 №1
Меланхоличная мелодия этого ноктюрна разворачивается как линия пера, рисующего сложный орнамент.
Ноктюрны Шопена невозможно представить ни в каком другом звучании, кроме фортепиано. Все переложения — оркестровые, гитарные, скрипичные — сразу разрушают хрупкий баланс этой красоты.
Французская пианистка Брижит Анжерер.
🟢 Вальс ля минор №19 (посмертное издание)
Самое главное, что нужно знать о вальсах Шопена:
⛔ Шопен никогда не писал никакого «Вальса дождя» и «Весеннего вальса»! 👇
⭐ Семь слов, которые сразу скажут вам, что это не классика, а фейк
Ля минорный вальс — самый маленький и простой вальс Шопена. Он, конечно, не такой известный, как 👉 до-диез минорный, но в нём есть неотразимое очарование наивности.
Кстати, оба этих вальса (как и Четвёртая баллада) были подарены Шопеном графине Шарлотте Ротшильд (из семьи того самого банкира) Она была его ученицей, и, судя по всему, её родители щедро оплачивали эти уроки.
Рукопись этого маленького вальса хранилась в их семье и почему-то была издана после смерти Шопена как сочинение Шарлотты. Спустя много лет Ротшильды подарили этот автограф Парижской консерватории, и только в 1955 году ля минорный вальс был включён в собрание сочинений Шопена.
Владимир Ашкенази.
🔴 Фантазия-экспромт до-диез минор
Бурные порывы романтических эмоций веют в этом популярном экспромте Шопена. Его рукопись не была издана при жизни композитора, а перед смертью он велел другу сжечь её вместе с другими неизданными сочинениями.
Был ли это жест перфекциониста, недовольного тем, что эта музыка слишком явно выдаёт влияние Экспромта Игнаца Мошелеса, или он считал, что не имеет прав на это сочинение, потому что продал его баронессе д’Эсте (экспромт записан рукой Шопена в её альбоме) — остаётся только гадать.
Во всяком случае, Юлиус Фонтана — душеприказчик композитора — не выполнил его волю и издал этот экспромт Шопена, добавив от себя слово «фантазия» в заглавии.
Изумительно тонкий Дмитрий Шишкин.
🔵 Этюд до минор, ор.25 №12
Этот шедевр венчает сборник этюдов Шопена как Эверест Гималаи. От его мощных фортепианных каскадов захватывает дух так же, как от зрелища грандиозных горных вершин и бездонных ущелий.
⭐ Три самых драматичных этюда и одна грандиозная прелюдия
Только Шопен может заключить эту бушующую стихию эмоций в совершенную форму, поражающую своей архитектурной красотой.
Можно представить себе, какое впечатление на публику производил этим этюдом Ференц Лист, которому Шопен посвятил весь сборник.
Великолепный Григорий Соколов.