франция мигранты

Год назад, в конце сентября, Парижская опера поставила довольно редкую оперу – “Галантные Индии” Рамо. Она транслировалась в кинотеатрах, имела большой успех и была признана лучшей постановкой сезона.

Самое сильное впечатление на публику произвела последняя её часть, когда на сцену вышла команда из 29 хип-хоперов и устроила баттл под музыку “Танца дикарей” Рамо (ролик в конце текста).

Что такое “Танец дикарей”?

Это один из хитов французской барочной музыки, очень популярный особенно в последние годы. Написал его Жан-Филипп Рамо.

Рамо для французов примерно то же, что Бах для немцев (они, кстати, жили в одно и то же время). Он был легендарной личностью, крупным музыкальным теоретиком, оперным композитором, органистом и клавесинистом .

“Танец дикарей” существует в двух авторских вариантах: в виде пьесы для клавесина и как часть оперы-балета “Галантные Индии”.

Вот так он звучит в первоначальной версии в исполнении необутого, но очень известного французского клавесиниста Жана Рондо:

Кстати, это Рондо в фортепианном варианте непревзойдённо играет Григорий Соколов – 👉 здесь ролик.

Какие дикари?

Имеются в виду американские индейцы.

Как известно, французы ещё с 16 века начали колонизацию Северной Америки и увидели там много удивительного. Прежде всего, людей, не затронутых цивилизацией.

Во Франции всем было интересно – какие же они, эти “на лицо ужасные” люди-дикари? Об этом много писали (большой популярностью пользовалась книга “Дикари” основателя канадского Квебека Самуэля де Шамплена).

⭐ В чём вред “Волшебной флейты”?

Чуть позже тема “наивного дикаря” (не только индейского) вылилась во Франции в целую литературную и философскую традицию. Она дала европейцам возможность оценить, насколько далеко в сторону зла ушёл цивилизованный человек от своей природной, “натуральной” чистоты.

Рамо, кстати, имел возможность видеть и слышать ритуальные танцы под звуки барабана двух настоящих ирокезов: они выступали на ярмарочных представлениях. После этого он и написал свих клавесинных “Дикарей”.

А вот так эти “Дикари” выглядят в оркестровом варианте. Ролик очень забавный благодаря комическому таланту дамы из оркестра, играющей на тамбурине (он имитирует индейский барабан):

Какие Индии и почему они “галантные”?

“Индиями” во Франции называли все неевропейские страны, в глазах французов они были окружены ореолом экзотики.

А галантные потому, что дикари в сюжете этой оперы проявляют чудеса благородства в амурных ситуациях.

В первой части турецкий паша отпускает свою наложницу со своим возлюбленным, во второй – юная перуанка хранит верность любимому конкистадору (!) даже под угрозой землетрясения, в третьей показана верная любовь в персидском гареме.
А в четвёртой дело происходит в американских прериях. Там стойкая дочь вождя индейского племени выдерживает натиск сразу двух влюблённых в неё европейцев и остаётся со своим любимым – вождём соседнего индейского племени.

Мораль из всех этих историй вытекала примерно такая:

турки/инки/персы/индейцы – тоже люди.

Для эпохи Просвещения, принимавшей рабство как норму, это было важное достижение. Но для нашего времени оголтелой торжествующей толерантности, да ещё в Париже, где французы уже мало похожи сами на себя, а из текста конституции недавно вычеркнули слово “раса”, такой оперный месседж как-то неуместен, мягко говоря.

⭐ Отелло больше не мавр

Все Индии теперь в Париже

Поэтому в Париже переориентировали смыслы этой оперы на ситуацию с европейскими мигрантами. Режиссёр-постановщик оперы Клеман Когиторе высказался по этому поводу примерно в так: “Индии теперь не за дальними морями, а через квартал от вас”.

Собственно, не он первый вплетает проблему миграции в современные постановки классических опер. Но именно ему пришло в голову ввести в оперу танцы новых американских “дикарей” – смесь стилей хип-хопа (крамп, поппинг, электро, вог).

Довольно оригинальная идея, в отличие от нехитрой придумки постановщиков этой оперы во французском Бордо несколько лет назад, где этих пляшущих и поющих “дикарей” и просто выпустили на сцену в чём мать родила.

Несколько танцевальных команд собрались для этой постановки. Руководила ими Бинту Дембеле – мэтр французского хип-хопа(её семья когда-то приехала из Сенегала). Получилась такая ядерная смесь Рамо и крампа, что публика в зале Оперы Бастилии разразилась не то чтобы оперным рёвом восторга.

Собственно, вот этот “Танец дикарей”(в сценарии этой постановки такое вопиюще нетолерантное название убрали, конечно):

Сила и агрессия этих танцев выворачивают все смыслы оперы про добрых и чистых сердцем туземцев наизнанку.

Никогда не догадаетесь, о чём поют в это время солисты и хор: они прославляют мирные леса и мирные сердца, в которых нет места разрушительным желаниям.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here