франция мигранты

Год назад, в конце сентября, Парижская опера поставила довольно редкую оперу — «Галантные Индии» Рамо. Она транслировалась в кинотеатрах, имела большой успех и была признана лучшей постановкой сезона.

Самое сильное впечатление на публику произвела последняя её часть, когда на сцену вышла команда из 29 хип-хоперов и устроила баттл под музыку «Танца дикарей» Рамо (ролик в конце текста).

Что такое «Танец дикарей»?

Это один из хитов французской барочной музыки, очень популярный особенно в последние годы. Написал его Жан-Филипп Рамо.

Рамо для французов примерно то же, что Бах для немцев (они, кстати, жили в одно и то же время). Он был легендарной личностью, крупным музыкальным теоретиком, оперным композитором, органистом и клавесинистом .

«Танец дикарей» существует в двух авторских вариантах: в виде пьесы для клавесина и как часть оперы-балета «Галантные Индии».

Вот так он звучит в первоначальной версии в исполнении необутого, но очень известного французского клавесиниста Жана Рондо:

Кстати, это Рондо в фортепианном варианте непревзойдённо играет Григорий Соколов — 👉 здесь ролик.

Какие дикари?

Имеются в виду американские индейцы.

Как известно, французы ещё с 16 века начали колонизацию Северной Америки и увидели там много удивительного. Прежде всего, людей, не затронутых цивилизацией.

Во Франции всем было интересно — какие же они, эти «на лицо ужасные» люди-дикари? Об этом много писали (большой популярностью пользовалась книга «Дикари» основателя канадского Квебека Самуэля де Шамплена).

⭐ В чём вред «Волшебной флейты»?

Чуть позже тема «наивного дикаря» (не только индейского) вылилась во Франции в целую литературную и философскую традицию. Она дала европейцам возможность оценить, насколько далеко в сторону зла ушёл цивилизованный человек от своей природной, «натуральной» чистоты.

Рамо, кстати, имел возможность видеть и слышать ритуальные танцы под звуки барабана двух настоящих ирокезов: они выступали на ярмарочных представлениях. После этого он и написал свих клавесинных «Дикарей».

А вот так эти «Дикари» выглядят в оркестровом варианте. Ролик очень забавный благодаря комическому таланту дамы из оркестра, играющей на тамбурине (он имитирует индейский барабан):

Какие Индии и почему они «галантные»?

«Индиями» во Франции называли все неевропейские страны, в глазах французов они были окружены ореолом экзотики.

А галантные потому, что дикари в сюжете этой оперы проявляют чудеса благородства в амурных ситуациях.

В первой части турецкий паша отпускает свою наложницу со своим возлюбленным, во второй — юная перуанка хранит верность любимому конкистадору (!) даже под угрозой землетрясения, в третьей показана верная любовь в персидском гареме.
А в четвёртой дело происходит в американских прериях. Там стойкая дочь вождя индейского племени выдерживает натиск сразу двух влюблённых в неё европейцев и остаётся со своим любимым — вождём соседнего индейского племени.

Мораль из всех этих историй вытекала примерно такая:

турки/инки/персы/индейцы — тоже люди.

Для эпохи Просвещения, принимавшей рабство как норму, это было важное достижение. Но для нашего времени оголтелой торжествующей толерантности, да ещё в Париже, где французы уже мало похожи сами на себя, а из текста конституции недавно вычеркнули слово «раса», такой оперный месседж как-то неуместен, мягко говоря.

⭐ Отелло больше не мавр

Все Индии теперь в Париже

Поэтому в Париже переориентировали смыслы этой оперы на ситуацию с европейскими мигрантами. Режиссёр-постановщик оперы Клеман Когиторе высказался по этому поводу примерно в так: «Индии теперь не за дальними морями, а через квартал от вас».

Собственно, не он первый вплетает проблему миграции в современные постановки классических опер. Но именно ему пришло в голову ввести в оперу танцы новых американских «дикарей» — смесь стилей хип-хопа (крамп, поппинг, электро, вог).

Довольно оригинальная идея, в отличие от нехитрой придумки постановщиков этой оперы во французском Бордо несколько лет назад, где этих пляшущих и поющих «дикарей» и просто выпустили на сцену в чём мать родила.

Несколько танцевальных команд собрались для этой постановки. Руководила ими Бинту Дембеле — мэтр французского хип-хопа(её семья когда-то приехала из Сенегала). Получилась такая ядерная смесь Рамо и крампа, что публика в зале Оперы Бастилии разразилась не то чтобы оперным рёвом восторга.

Собственно, вот этот «Танец дикарей»(в сценарии этой постановки такое вопиюще нетолерантное название убрали, конечно):

Сила и агрессия этих танцев выворачивают все смыслы оперы про добрых и чистых сердцем туземцев наизнанку.

Никогда не догадаетесь, о чём поют в это время солисты и хор: они прославляют мирные леса и мирные сердца, в которых нет места разрушительным желаниям.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here