Это короткое дополнение к недавней статье 👉«О чём пела Графиня в «Пиковой даме», в которой Герман назван «человеком в гусарском мундире».
Она была опубликована на моём канале в Яндекс Дзене, и многих читателей зацепил этот гусарский мундир. Потому что всякий, кто читал «Пиковую даму» Пушкина, знает, что Германн был военным инженером, а не гусаром, и многие считают, что таким он остался и в опере.
Некоторые комментаторы реагировали довольно нервно:
😱»Автор, Вы ополоумели?!» (с)
Ополоумел, как известно, Герман, а не автор. В опере он (Герман) даже лишил себя жизни в припадке безумия.
Опера вообще очень далека от литературного первоисточника. Автор либретто Модест Чайковский с согласия брата — автора музыки Петра Чайковского — вообще пересочинил главного героя. Об этом подробнее было 👉здесь.
На всех иллюстрациях к пушкинской повести (а также в кино) Германн изображён в форме офицера инженерного полка — эполеты, треугольная шляпа с султаном и специальной кокардой.
Но оперные Германы переоделись гусарами, что видно на этих старых фото:
Почему так произошло? Ведь в либретто об этом нет ни слова.
✄ Он слишком любил свои усы
Первым исполнителем роли Германа в опере Чайковского был солист Мариинского театра, знаменитый Николай Фигнер. Он в то время был звездой европейского уровня, и Чайковский писал эту партию, ориентируясь именно на него.
Вот таким он был в это время (1889 год):
Обратите внимание его на бородку и усы. Именно они сыграли решающую роль в этой истории (об этом есть в воспоминаниях А.Бенуа).
Как известно, офицеры русской императорской армии в 18 веке (действие оперы происходило именно в это время) никаких бород и усов позволить себе не могли по уставу. И Фигнер, играя роль военного инженера Германа, должен был сбрить всю эту красоту.
Но тут оказалось, что борода — ладно уж, но усы Фигнеру были дороже, чем искусство. Он категорически отказался с ними расстаться, и Германа пришлось сделать гусаром, потому что гусарам усы не только разрешались, но и полагались по уставу.
Для Фигнера был сшит мундир Венгерского гусарского полка (так написано на эскизе костюма) и в сценарный план добавилась такая пометка:
«Герман. Гусарский офицер. Мундир гусарского полка. Шпага.»
👍🏻Чайковский не возражал
Цитата выше — пометка из клавира оперы (он хранится в доме-музее Чайковского в Клину), который использовался в первой постановке «Пиковой дамы» в 1890 году (об нём есть интересная 👉статья Полины Вайдман в этом сборнике).
Все пометки и комментарии в нём были сделаны с личного согласия Чайковского. Сам он считал эту первую постановку наилучшей, эталонной, и очень хотел, чтобы другие театры точно её придерживались.
Конечно, за сто с лишним лет утекло много воды. Оперные режиссёры авторскую волю давно уже 👉в расчёт не берут, и оперный Герман получил право на самоопределение.
Теперь он может быть и гусаром, и инженером, и штатским. Общее между всеми этими Германами только то, что они теперь все как один без усов.
И за что боролся Фигнер, спрашивается?
Читайте ещё на эту тему:
👉«О чём пела Графиня в «Пиковой даме»
👉“Пиковая дама” Чайковского: музыка гениальная, “либретто омерзительное”
👉»Как Германн стал Германом, почему утопилась Лиза и откуда взялся Елецкий?«