Почему-то когда в опере поют несколько человек, всё совершенно ясно: двое — значит, дуэт, трое — терцет или трио, много — хор. Но когда герой или героиня поёт соло — начинается карусель с названиями: то это называется ария, то каватина, то романс, то ариетта…
Как разобраться?
Абсолютно чёткой классификации не существует, потому что опера — дело живое. Но если в самых общих чертах, то получится примерно так.
1. Ария
— это самый важный момент в опере. В ней герой или героиня высказываются максимально развёрнуто и ярко, так, чтобы мы поняли, что это за персонаж и что он переживает в данный момент.
Для оперного певца ария — этот момент «Х». Получится показать свой вокал во всей красе — хорошо. Нет — дальнейшее уже не имеет особого смысла.
Чтобы показать все оттенки характера персонажа, композиторы обычно пишут арии в довольно сложных формах. Хотя бывает и ровно наоборот.
Вот прекрасная маленькая ария Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова (здесь не полностью, но в целом она звучит три минуты).
2. Каватина
Так называется ария, с которой оперный персонаж первый раз появляется на сцене, его презентация. Каватина Нормы из оперы Беллини, каватины Фигаро в операх Моцарта и Россини называются так именно по этой причине.
Бывают, правда, каватины и в середине, и даже в конце оперы, но тогда это что-нибудь обязательно лирическое и напевное.
3. Ариетта
— это уменьшительное от «арии». То есть это маленькие и несложные по вокалу и образу арии.
Две прелестные ариетты Снегурочки есть в опере Римского-Корсакова.
4. Кабалетта
Так обычно называют заключительный раздел арии — обязательно энергичный, на пределе эмоций, очень ритмичный и виртуозный.
Кабалетта есть и в Каватине Нормы, но публика обычно начинает хлопать, как только отзвучит последняя нота знаменитого медленного раздела.
Вот, например, вторая часть арии Манрико из оперы Верди «Трубадур». Он тут одержим жаждой мести.
Две кабалетты в исполнении Марии Каллас были в другой культшпаргалке.
5. Ариозо
— это может быть или небольшая ария, или сольный фрагмент дуэта. Например, знаменитое ариозо «с цветком» Хосе (его часто называют арией) — это часть его дуэта с Кармен из второго действия.
6. Монолог
Монологи стали популярны в опере, начиная со середины 19 века. Они так же важны и значительны, как арии, но отличаются от них вокальным стилем: мелодия в них следует за словом, образуя что-то вроде мелодической декламации.
Монологи типичны для Мусоргского (монологи Бориса в опере «Борис Годунов»), позднего Верди (монолог Отелло) и Вагнера. В операх последнего монологи принято называть по содержанию: «Смерть Изольды», «Сон Эльзы», «Прощание с лебедем».
7. Оперные романсы, куплеты, песни и песенки, серенады, баллады, канцоны и канцонетты
— всё это рангом ниже, чем ария, потому что более просто по музыке и форме (но часто очень сложно по вокалу).
У каждого из этих форм есть, конечно, есть свои акценты. К примеру, романсы — это всегда что-то лирическое и про любовь, в 👉серенадах
— то же самое плюс гитара или мандолина в аккомпанементе, как в этой моцартовской Серенаде Дон Жуана :
В оперных балладах есть рассказ о чём-либо (Томский в «Пиковой даме» рассказывает историю Графини). А куплеты — это всегда такой концерт внутри оперы. Тореадор (из «Кармен») поёт свои знаменитые куплеты перед сборищем контрабандистов в таверне, а месье Трике — перед гостями в доме Лариных («Евгений Онегин»).
В заключение
Вся эта иерархия актуальна только для старой оперы 18-19 веков. В операх 20 века вы вряд ли встретите кабалетты с ариеттами. Но проблема в том, что репертуар оперных театров мира и в 21 веке на 80% заполнен старыми операми. Так что теорию знать не будет лишним)
Ещё на ту же тему:
«Шесть самых знаменитых алкогольных арий»
«Пять великих опер, которые стыдно не знать»
«Семь фактов о театре. Почему партер раньше был таким дешёвым?»
«Пять оперных арий, которые стыдно не знать»