Во времена, когда не было фотоаппарата, у художников было много работы. Всякий приличный человек заказывал свой портрет несколько раз в жизни. Примерно с такой же периодичностью, как мы фотографируемся на паспорт.
Но представьте, что после нас осталось бы… ну хотя бы пять снимков без подписи. Что уцелело бы от них спустя 300-400 лет, и что могли бы узнать о нас нас потомки, если бы захотели это сделать?
Примерно такие же шансы и у нас узнать в лицо музыкантов далёких времен, которые, к тому же, были лет 100-150 совершенно забыты публикой. Как, например, Перголези или Вивальди.
Джованни Перголези
Этот итальянец (он жил в начале 18 века) вошёл в историю музыки как автор первой комической оперы (до этого времени опера была исключительно серьёзной) и совершенно божественной музыки в жанре Stabat mater.
Он умер от туберкулёза в возрасте 26 лет. Его жизнью заинтересовались спустя сто лет после смерти.
Первый биограф Перголези стал искать портрет для иллюстрации книжки. В одном из собраний он нашёл портрет без подписи с изображением какого-то молодого музыканта, судя по нотному свитку в руке, и предположил, что это может быть Перголези.
Так пошёл в народ этот известный теперь портрет и легенда о прекрасном печальном юноше, таком же красивом, как и его ангельская музыка.
Все остальные портреты якобы Перголези, которые мы видим в интернете — имеют такое же, то есть никакое — отношение к композитору.
Сохранился только один прижизненный атрибутированный портрет Перголези работы Пьера Леоне Гецци. Он написан в карикатурной манере, но ведь типичные черты карикатура схватывает вернее, чем любой портрет. Совершенно очевидно, что Перголези был вовсе не так очарователен, как молодые люди на верхних изображениях.
Рисунок был сделан с натуры за два года до смерти композитора.
Здесь художник дорисовал по памяти туловище. Одна нога короче и тоньше другой, как говорят медики — это признак перенесённого полиомиелита.
Антонио Вивальди
Вивальди жил в то же время, что и Перголези. Он был значительно более известной и даже скандальной личностью, но его прижизненные портреты так и не были обнаружены.
Изображение человека слева приписываются Вивальди по той причине, что у него есть атрибуты музыканта — ноты и скрипка. Вот и все основания считать этого скрипача не кем иным, как Вивальди.
Второй портрет (справа) можно считать достоверным с высокой степенью вероятности.
Но только одно прижизненное изображение композитора точно атрибутировано. Его автор — тот же художник-карикатурист, который сделал рисунок Перголези.
Вот таким примерно был Вивальди на самом деле.
Иоганн Себастьян Бах
Каждый человек примерно представляет себе Иоганна нашего Себастьяна: важный такой господин, в парике, с двумя подбородками. В интернете при желании можно найти еще штук десять его изображений. Но все они, кроме одного, не являются достоверными.
Вот единственный портрет, про который точно известно, что на нём изображён Бах.
Его написал художник Элиас Готлоб Хаусман за четыре года до смерти композитора.
Ещё более сложная история с портретами Моцарта. Об этом здесь 👇
Как выглядел Моцарт на самом деле?