Башня Вестминстерского аббатства

Англия – это такой исторический музыкальный феномен со знаком минус. В ней никогда не было своих Бахов, Моцартов, Верди и Чайковских.

То есть композиторы, конечно, были, но не такого уровня.

Трудно объяснить тот факт, что такая могущественная держава, родина Шекспира, Байрона и Диккенса не дала миру равных по масштабу музыкантов.

Можно, конечно, сослаться на пуритан, которые истребляли музыкантов примерно как наш Иван Грозный скоморохов. Но России это не помешало позже родить целое созвездие великих композиторов, а в истории Англии такое случалось крайне редко.

Тут есть только одно правдоподобное предположение: возможно, англичане проиграли в классике, чтобы в 20 веке с крупным счётом выиграть в рок музыке?)

Но не всё так уж печально, в Англии всё же есть композиторы, которыми она может гордиться. Многие из них не очень хорошо знакомы мировой публике вследствие некоторой культурной замкнутости островного государства. Томас Таллис, Уильям Бёрд, Джон Булл, Джон Дауленд – важные фигуры для английской музыкальной культуры, но на европейскую музыку они практически не повлияли. В отличие от следующих английских классиков.

17 век

Генри Пёрселл

Это самый главный английский классик, английский Моцарт. Только жил он на сто лет раньше. Он, как и Моцарт, был сыном придворного музыканта, и тоже начал музыкальную карьеру очень рано – служил органистом Вестминстерского аббатства уже с 12 лет.

Пёрселл был очень талантлив, прекрасно владел разными жанрами, дал Англии первую настоящую оперу, числился главным композитором королевского двора, умер в 36 лет и похоронен в соборе Вестминстерского аббатства прямо на рабочем месте – рядом с органом.

После смерти его музыка была отодвинута в тень, а имя превратилось в легенду, и только в конце 19 века и особенно в 20 англичане начали его возрождать и в результате заново обрели этого классика. Теперь его музыка звучит во всём мире.

Англичане очень гордятся, что в 17 веке не только в Италии, но и у них была своя национальная опера, имея в виду “Дидону и Энея” Пёрселла. Предсмертная ария Дидоны оттуда – это главный оперный национальный хит.

18 век

Георг Фридрих Гендель

Гендель, как известно, по национальности немец, но в возрасте 25-ти он лет переехал на заработки в Англию, позже получил британское гражданство и прожил там почти 50 лет до самой смерти. На этом основании англичане считают его английским классиком (а немцы – немецким).

Гендель украсил английский музыкальный ландшафт своими великолепными операми (в итальянском, а не в английском стиле), ораториями и инструментальной музыкой. Его слава гремела на всю Европу.

Он единственный музыкант, похороненный в “Уголке поэтов” Вестминстерского аббатства.

Памятник Генделю в Вестминстерском аббатстве установлен на собственные средства композитора.
Памятник Генделю в Вестминстерском аббатстве установлен на собственные средства композитора.

19 век

Даже под пытками вам никто не назовёт ни одного английского композитора 19 века (кроме, конечно, узких специалистов по этому вопросу).

Это тем более поразительно, что как раз в 19 веке в Европе начался просто музыкальный бум: Шопен, Лист, Верди, Вагнер, Григ, Дворжак, Мусоргский, Чайковский! и далее без конца.

Но экономически развитая и музыкально бесплодная Англия только и могла, что приглашать за большие гонорары лучших композиторов с материка.

Между смертью Генделя (1759 год) и появлением следующего значительного английского композитора прошло почти 150 лет.

Только в самом конце 19 века англичанин Эдвард Элгар попытался пробиться к признанию общественности, но ему пришлось очень нелегко – никто в него не верил (кроме собственной супруги).

Именно он прервал затянувшуюся паузу в музыкальной истории Англии. У Элгара довольно много сочинений, и некоторые их них теперь – классика английской музыки. А его “Земля надежды и славы” стала вторым после “Боже, храни королеву” национальным гимном.

20 век

В 20 веке Англия стала быстро навёрстывать упущенное. Назовём трёх самых известных композиторов.

Следующим после Элгара был Густав Холст, написавший супер популярную на Западе (но не у нас) семичастную астрологическую сюиту “Планеты”.

В каких только видах не звучат в мире эти планеты! Под тему из “Юпитера” сочеталась браком с принцем Чарльзом принцесса Диана. Под неё же ( в том числе) она была и похоронена (и не только она).

Ральф Воан-Уильямс нацелил все свои творческие силы на то, чтобы англичане не забывали свои народные песни и свою музыкальную историю (17 век).

За эти заслуги он был похоронен в Вестминстерском аббатстве рядом с Пёрселлом.

Всё это любимые англичанами – “свои” композиторы, хотя их известность, конечно, перешагнула границы Британии.

Но главная фигура английской музыки 20 века – Бенджамин Бриттен. Это классик мирового уровня.

Его оперы (всего их 15) ставятся во всём мире. Его Военный реквием стоит в ряду главных реквиемов классической музыки. Он также автор английского аналога прокофьевского “Пети и Волка”: он называется “Путеводитель по оркестру для юных слушателей” (“Вариации на тему Пёрселла”).

Бриттен несколько раз приезжал в СССР, дружил с Шостаковичем (они посвятили друг другу свои сочинения) и Ростороповичем (для него он написал три виолончельных опуса).

Ещё на эту тему: “Что нужно знать о Генделе?”

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here