Кларнеты и гобои сидят в середине симфонического оркестра. Их надежно прикрывает своей фигурой дирижёр, а также скрипки, альты и виолончели – смотря с какой стороны посмотреть. Поэтому с ними такая печальная история, что все про них слышали, но мало кто видел. А если и видели, то не уверены, какая из этих чёрных дудок кларнет, а какая гобой.

Вот кларнет:

А это гобой.

Главное отличие – в мундштуке, куда музыкант вдувает воздух. У гобоя на конце вот такая тонкая трубочка, она называется трость. И немного меньше, чем у кларнета, раструб. Гобой вообще немного меньше кларнета по размеру .

Сделаны кларнет и гобой из черного африканского дерева, а вся эта сложная и тонкая система блестящих клапанов – из мельхиора, покрытого никелем или серебром. Стоят они как приличный автомобиль. Так что фраза “я продал свой кларнет и купил машину” – вовсе не шутка.

Теперь о них отдельно.

Кларнет

Если ваш ребёнок выбирает, на каком духовом инструменте ему учиться, имейте в виду, что с кларнетом он никогда не пропадёт. Потому что кларнеты нужны везде: и в военном оркестре, и в симфоническом, в фолк коллективах (кларнет – любимый народный инструмент на Балканах и в Турции), в джазе.

Звук у кларнета легко узнаваемый: он немного пустоватый, легкий, чуть шершавый, иногда резкий, если звучит высоко.

В общем-то, тембр кларнета все знают на слух, только не всегда догадываются, что это кларнет.

Например, печальнейшее вступление к знаменитой предсмертной арии Каварадосси из “Тоски” Пуччини, слышали все, и этот голос, полный тоски и безнадёжности – как раз кларнет. Недаром знаменитая кларнетная французская фирма Buffet Crampon назвала одну из линеек своих кларнетов именно так – Tosca.

Роберто Аланья.

И, конечно, все слышали его звук в джазе. Правда, там кларнет другой, очень дерзкий и даже несколько нахальный.

Легендарный джазовый кларнетист, “король свинга” Бенни Гудман.

Кларнет прекрасно звучит в классике, его очень любил Моцарт. Вот прелестное Рондо из Концерта для кларнета №7 его современника Карла Стамица.

Австрийский кларнетист Андреас Оттензамер. Он, кстати, известен не только тем, что великолепно играет на кларнете (он первый кларнет Берлинского симфонического оркестра), но и тем, что на редкость красив. Девушки толпами валят на его концерты)

Гобой

Где есть гобой, там обязательно будет печально и красиво. У него высокий влажный тембр, как будто со слезой. Парадоксально, но его грустный тембр приносит облегчение, как будто на твою больную голову положили прохладный компресс)

Первое, что сразу же приходит на память – популярнейшая вторая часть Концерта для гобоя с оркестром Алессандро Марчелло.

Но есть и другие прекрасные примеры, например, Интродукция из Концерта для гобоя до минор Доменико Чимарозы (точнее, из его Сонаты до минор. Переложение для гобоя и струнных было сделано Артуром Бенджамином уже в середине 20 века).

Тот, кто следит за “Звёздными войнами”, наверняка помнят эту гобойную тему любви из саундтрека из “Атаки клонов” (композитор Джон Уильямс):

И наверняка у многих на слуху эта популярная тема солирующего гобоя в испанском контексте: вторая часть Аранхуэсского концерта для гитары с оркестром Хоакина Родриго. Здесь, правда, не классический гобой, а его разновидность – английский рожок. Он звучит немного ниже.

Волшебный звук! Но если решите отдавать ребёнка на гобой – прежде очень хорошо подумайте: он числится в книге рекордов Гиннеса как самый сложный музыкальный инструмент (из деревянных духовых).

Про то, как устроен симфонический оркестр – вдруг кто заинтересуется – в этой культшпаргалке.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here