Продолжение статьи «Немного хорошего о Сальери»
Итак, правда ли, что Сальери — нудная посредственность ( «Звуки умертвив, музы́ку я разъял, как труп» ), который как ни старался, не мог даже приблизиться к уровню Моцарта и весь извёлся от зависти?
Поскольку о Сальери забыли сразу после его смерти, а с ним умерла и музыка, это мало кто мог проверить. Он просто не исполнялся.
Только примерно с 70-80-х годов 20 века начался ренессанс этого композитора. По большей части, после того, как на экраны вышел фильм Милоша Формана «Амадей» по одноимённой пьесе Питера Шеффера, который получился не столько про Моцарта, сколько про Сальери.
Наверняка, истина, как говорил умный Малдер в «Секретных материалах», где-то рядом. По крайней мере теперь мы можем составить собственное мнение.
Сальери стали исполнять и записывать. В среде меломанов возникла чуть ли не мода на Сальери. Некоторые объявили его гением ничуть не хуже Моцарта.
1. Увертюра к опере «Трубочист»
При жизни Сальери был признанным мастером оперы, он написал около сорока опер. Некоторые из них были необыкновенно популярны.
«Трубочист» — это зингшпиль (музыкальная комедия на немецком языке с разговорными диалогами). Пять лет назад она впервые была поставлена в Сиднее с огромным успехом.
Мнение о том, что Сальери что-то там хладнокровно разъял, развеет эта зажигательная увертюра.
А через год после Сальери свой зингшпиль («Похищение из сераля») написал Моцарт и поставил в том же театре. Его опера имела гораздо больший успех.
Но невозможно не заметить, что в своей увертюре к этой опере Моцарт воспользовался идеей Сальери (тихое начало и громоподобный «сюрприз» чуть позже). Сравните — 🎧
2. Ария Гипермнестры из оперы «Данаиды»
Данаиды — это дочери царя Даная. Всего их было пятьдесят. В один день он выдал их замуж за сыновей своего врага-брата (представьте эту свадьбу!) и велел дочерям умертвить юношей в первую же брачную ночь. Сорок девять данаид оказались послушными дочками и зарезали своих двоюродных братьев-мужей.
Но одна из сестёр по имени Гипермнестра не подчинилась и спасла своего мужа, отважного Линкея. Линкей убил потом её отца, и всё кончилось хорошо:)
P.S. Другие дочери Даная (по сюжету этого мифа) попали в Аид, и за свои злодеяния были обречены вечно наполнять водой дырявый сосуд.
В своей трогательной арии (которую, кстати, спели и Монсеррат Кабалье, и Диана Дамрау) Гипермнестра разрывается между чувством любви и долгом послушной дочери.
Здесь можно послушать, как её исполняет великолепная шведская певица Маргарет Маршалл.
3. «Именинная симфония» («Il giorno onomastico»), вторая часть (Larghetto)
Именинная, потому что она была написана Сальери к собственным именинам, не ясно только, в каком году.
Эта музыка для гурманов, умеющих отключиться от суеты. Пасторальная картинка с тихим течением времени и звуками мирной сельской природы.
Кстати, люди с нечистой совестью вряд ли способны написать такое.
Надо сказать, что у Моцарта ничего подобного вообще нет, потому что он был равнодушен к красотам природы. А вот Бетховен (ученик Сальери) явно написал свою «Пасторальную симфонию» под влиянием своего учителя (особенно это видно во второй части — «Сцена у ручья»).
И как вам Сальери?
Ещё можно послушать лирического фортепианного Сальери тут — 🎧
Замечательно! Буду считать теперь, что Пушкин писал про какого то другого Сальери.
Спасибо Вам огромное!
Александр, пожалуйста. Всегда приятно узнать, что человек лучше, чем ты о нём думал)