1. «Влтава» Бедржиха Сметаны.
Сметана (на всякий случай — ударение на «е») — это первый чешский классик. Конечно, вся его музыка о Чехии и для Чехии. Самая известная мелодия Сметаны — тема из его симфонической поэмы «Влтава».
Влтава — это главная река Чехии, национальный символ страны. Кто был в Праге и стоял на Карловом мосту, помнит эту картину широкой водной ленты, лебедей, Пражский град на высоком левом берегу.
А вот такая она в приволье чешских полей и лесов.
Прекрасная мелодия «Влтавы» — это практически гимн Чехии.
На самом деле Сметана использовал народную тему. Но какой стране она принадлежит — вопрос сложный. В Италии, Молдавии, на Украине есть песни с таким мотивом. На ней, кстати, основан государственный гимн Израиля.
Берлинский филармонический, дирижёр Кшиштоф Урбанский.
2. Вторая часть Девятой симфонии Антонина Дворжака.
У последователя Сметаны — Дворжака — просто золотые россыпи великолепных мелодий! В них какая-то особая славянская пластичность и душевность.
Но тема второй части Девятой симфонии написана в американском колорите.
Дворжак приехал в США, чтобы возглавить Нью-Йоркскую консерваторию, и стал первым крупным музыкантом, который обратил внимание на местный фольклор.
Афро-американское, индейское и своё, чешское, каким-то чудесным образом сплелось в этой симфонии так гармонично, что всякий, кто хоть раз послушает эту симфонию, влюбляется в неё навсегда.
Мелодия второй части навеяна печальной темой — сценой похорон прекрасной Миннегаги (героини поэмы Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате»). Ученик Дворжака написал к ней слова и в виде песни эта тема вошла в фольклор Америки.
Вот так она звучит в хоровом переложении. Хор Рональда Стахели (США).
3. Славянский танец №10 (ор.75 №2) Антонина Дворжака.
В трудный момент жизни Дворжака (он был бедным, обременённым большой семьей церковным органистом) ему помог Йоганнес Брамс. Благодаря его протекции Дворжак получил заказ от крупного венского издательства на цикл пьес для фортепиано в четыре руки. Так появились первые восемь Славянских танцев.
Дальше было по известной формуле — «наутро он проснулся знаменитым». Позже Дворжак сделал оркестровые варианты этих пьес и написал вторую серию танцев (ещё восемь).
Из шестнадцати Славянских танцев Дворжака неимоверно трудно выбрать какой-то один, потому что все они — шедевры.
Но этот — ми минорный — совершенно неотразим.
4. «Помню, мать, бывало» из сборника «Цыганские песни» Антонина Дворжака.
Эту музыка больше известна под названием «Мелодия Дворжака» и в обработке для скрипки и фортепиано, сделанной Фрицем Крейслером. Мы привыкли её слышать в исполнении ансамбля скрипачей БТ.
Но в оригинале она написана Дворжаком для тенора.
Помню, мать, бывало, песнь мне напевала,
И порой слезинка по щекам стекала.
Сам я эту песню детям напеваю,
И печали слёзы взор мой застилают.
Анна Нетребко.