Самый легкий хлеб для академического композитора — музыка к кино и театральным спектаклям. Формат небольшой, требования не жёсткие, а аудитория огромная, то есть это и известность, и деньги. Поэтому почти все советские классики делали это, чаще всего не из внутренней творческой потребности, а из потребности чисто материального порядка — заработать на жизнь, пока ты создаёшь что-то важное и нетленное.
Но в итоге на поверхности массового спроса устойчиво держится именно эта, ни на что особо не претендующая музыка именно в силу её демократичности и безусловного таланта авторов.
1. «Вальс» Арама Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»
Этот совершенно шедевральный вальс был написан молодым Хачатуряном на волне эйфории от первых успехов. Он ещё не написал ни «Танца с саблями», ни «Спартака», но уже получил свою первую Сталинскую премию за Скрипичный концерт.
Музыка была заказана ему театром имени Вахтангова, и первый раз она прозвучала на премьере в последний мирный вечер перед войной — 21 июня 1941 года.
Что-то есть роковое в этом стихийном кружении мелодии и избыточной роскоши звучания.
Лондонский симфонический оркестр, дирижёр Стэнли Блэк.
2. «Романс» Дмитрия Шостаковича из музыки к кинофильму «Овод»
Шостакович — первый композитор СССР, который стал специально писать музыку к фильмам ещё в те времена (20-е гг.), когда кино было немым и его по старинке озвучивали тапёры какой придётся музыкой. Кстати, свою первую государственную награду — орден Трудового Красного Знамени — Шостакович получил именно за музыку к кинофильмам.
Фильм «Овод» был снят по одноимённой книге Этель Лилиан Войнич в середине 50-х. Поскольку сейчас эту книгу уже никто не читает, не лишним будет уточнить, что она не про насекомых, а про итальянских революционеров 19 века. А «Овод» — это партийная кличка главного героя (его сыграл Олег Стриженов).
Эту красивую сентиментальную мелодию непрерывно транслировали по советскому радио (в передаче «В рабочий полдень», например), а ансамбль скрипачей Большого театра играл этот Романс на всех официальных концертах в порядке лирической прослойки в программе.
Вообще для композитора ранга Шостаковича написать такую пьесу — это все равно что для Альберта Эйнштейна решить соседскому школьнику задачку по алгебре за шестой класс. Романс — это мастерская стилизация чувствительно-романтического стиля 19 века.
Большой симфонический оркестр имени Чайковского с Владимиром Федосеевым.
3. «Вальс» Георгия Свиридова из музыки к фильму «Метель»
Музыка к этому фильму (режиссёр В.Басов) на сюжет маленькой пушкинской повести — это настоящий шедевр в каждом фрагменте. Дух трогательной истории о том, как влюблённая Марья Гавриловна семнадцати лет от роду перепутала на венчании жениха, воплощён в звуках так, что ты сразу же телепортируешься в пушкинскую эпоху.
В фильме этот вальс звучит попроще, но позже Свиридов сделал новую, концертную обработку, и получилось незабываемо.
БСО имени Чайковского, Владимир Федосеев.
4. «Романс» Георгия Свиридова из музыки к фильму «Метель»
Вроде бы романс как романс — меланхолический, что-то отдалённо напоминающий из старого и давно знакомого. Но потом Свиридов разворачивает из этой мелодии такой трагический русский эпос, что тут, конечно, ясно — это не про Марью Гавриловну и её печали, а про Россию вообще.
В чём непостижимость Свиридова — он создаёт глубочайшую музыку максимально простыми средствами.
БСО имени Чайковского, Владимир Федосеев.
Пожалуйста!
Спасибо Вам огромное! Такое наслаждение слушать музыку и узнавать новое о ней, её создателях, исполнителях, истории.А художественное сопровождение — видеоролики, композиции, видеофрагменты из концертов, опер — просто чудо! Еще раз Вам спасибо! Я восхищаюсь Вашими знаниями, вкусом, талантом все это донести до слушателей!
Нина, спасибо вам большое за такой комментарий и за то, что читаете!)