Самый легкий хлеб для академического композитора – музыка к кино и театральным спектаклям. Формат небольшой, требования не жёсткие, а аудитория огромная, то есть это и известность, и деньги. Поэтому почти все советские классики делали это, чаще всего не из внутренней творческой потребности, а из потребности чисто материального порядка – заработать на жизнь, пока ты создаёшь что-то важное и нетленное.

Но в итоге на поверхности массового спроса устойчиво держится именно эта, ни на что особо не претендующая музыка именно в силу её демократичности и безусловного таланта авторов.

1. “Вальс” Арама Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова “Маскарад”

Этот совершенно шедевральный вальс был написан молодым Хачатуряном на волне эйфории от первых успехов. Он ещё не написал ни “Танца с саблями”, ни “Спартака”, но уже получил свою первую Сталинскую премию за Скрипичный концерт.

Музыка была заказана ему театром имени Вахтангова, и первый раз она прозвучала на премьере в последний мирный вечер перед войной – 21 июня 1941 года.

Что-то есть роковое в этом стихийном кружении мелодии и избыточной роскоши звучания.

Лондонский симфонический оркестр, дирижёр Стэнли Блэк.

2. “Романс” Дмитрия Шостаковича из музыки к кинофильму “Овод”

Шостакович – первый композитор СССР, который стал специально писать музыку к фильмам ещё в те времена (20-е гг.), когда кино было немым и его по старинке озвучивали тапёры какой придётся музыкой. Кстати, свою первую государственную награду – орден Трудового Красного Знамени – Шостакович получил именно за музыку к кинофильмам.

Фильм “Овод” был снят по одноимённой книге Этель Лилиан Войнич в середине 50-х. Поскольку сейчас эту книгу уже никто не читает, не лишним будет уточнить, что она не про насекомых, а про итальянских революционеров 19 века. А “Овод” – это партийная кличка главного героя (его сыграл Олег Стриженов).

Эту красивую сентиментальную мелодию непрерывно транслировали по советскому радио (в передаче “В рабочий полдень”, например), а ансамбль скрипачей Большого театра играл этот Романс на всех официальных концертах в порядке лирической прослойки в программе.

Вообще для композитора ранга Шостаковича написать такую пьесу – это все равно что для Альберта Эйнштейна решить соседскому школьнику задачку по алгебре за шестой класс. Романс – это мастерская стилизация чувствительно-романтического стиля 19 века.

Большой симфонический оркестр имени Чайковского с Владимиром Федосеевым.

3. “Вальс” Георгия Свиридова из музыки к фильму “Метель”

Музыка к этому фильму (режиссёр В.Басов) на сюжет маленькой пушкинской повести – это настоящий шедевр в каждом фрагменте. Дух трогательной истории о том, как влюблённая Марья Гавриловна семнадцати лет от роду перепутала на венчании жениха, воплощён в звуках так, что ты сразу же телепортируешься в пушкинскую эпоху.

В фильме этот вальс звучит попроще, но позже Свиридов сделал новую, концертную обработку, и получилось незабываемо.

БСО имени Чайковского, Владимир Федосеев.

4. “Романс” Георгия Свиридова из музыки к фильму “Метель”

Вроде бы романс как романс – меланхолический, что-то отдалённо напоминающий из старого и давно знакомого. Но потом Свиридов разворачивает из этой мелодии такой трагический русский эпос, что тут, конечно, ясно – это не про Марью Гавриловну и её печали, а про Россию вообще.

В чём непостижимость Свиридова – он создаёт глубочайшую музыку максимально простыми средствами.

БСО имени Чайковского, Владимир Федосеев.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here