Феноменально успешная карьера Штрауса-сына доказывает, что публика во все времена больше всего любит в музыке три вещи: позитивные эмоции, красивые мелодии и бодрые ритмы. К этому рецепту Иоганн Штраус-младший приложил свой выдающийся талант заряжать публику эмоциями счастья.
Все, наверное, замечали, что как только начинаются первые звуки его вальсов, жизнь резко меняется в лучшую сторону. Кажется, что ты надел розовые очки и как следует хлебнул шампанского. Эйфория тут же бьёт тебе в голову, и становится ясно как день — жизнь хороша, и жить хорошо!
1. «На прекрасном голубом Дунае»
Это, конечно, музыкальная визитка Штрауса и олицетворение самого духа Вены, фактически её гимн (к нему даже был написан патриотический текст). Когда в 1945 году была провозглашена независимость Австрии, в парламенте сыграли именно этот вальс.
Интересно, что Штраус не писал эту музыку специально. Он поскрёб по сусекам и собрал этот вальс из мотивов ранее написанных сочинений.
Кстати, почти каждый турист, первый раз ступивший на берег Дуная, бывает сильно поражён, что на самом деле он далеко не голубой (если только в фотошопе). Поверим на слово Штраусу, что в его времена всё было иначе.
2. «Трик-трак полька»
Правильнее (по-немецки) было бы произнести «Трич-трач». Это словечко в венском диалекте означает «сплетни». Так назывался юмористический еженедельник, который выпускали друзья Штрауса в Вене.
Эту знаменитую и очень заводную польку Штраус написал в России, где каждое лето выступал со своим оркестром на вокзале в Павловске за роскошный гонорар (там ему сейчас стоит памятник). Она имела баснословный, феерический успех у публики! К ней тут же присочинили стихи и стали петь со словами.
В этом ролике как раз вокальный вариант польки в исполнении знаменитого Венского хора мальчиков, который ведёт своё происхождение от детского хора Придворной певческой капеллы, где 200 лет назад пел маленький Франц Шуберт.
Венский филармонический оркестр и Марис Янсонс — в прошлом советский дирижёр (ассистент Мравинского), а сейчас — звезда недосягаемого международного уровня.
3. «Сказки Венского леса»
«Сказки Венского леса» — это целая вальсовая симфония, состоящая из цепочки разных танцевальных мелодий. Штраус написал этот вальс в австрийском фольклорном стиле, и даже придумал соло на цитре (это такой народный инструмент, отдалённо напоминающий наши гусли). В целом получилась довольно громоздкая конструкция, которую дирижёры обычно купируют по своему усмотрению (здесь он звучит в минимальном варианте).
Начальная тема «Сказок» — это абсолютный мелодический шедевр Штрауса. Шикарный, лёгкий, головокружительный полёт мелодии, особенно понятный, должно быть, тем, кто умеет танцевать вальс.
Венский «Иоганн Штраус-оркестр», дирижёр Вилли Босковски
4. «Весенние голоса»
Это не просто вальс, а концертная ария для сопрано (хотя существуют оркестровая и фортепианная версии автора). Текст (Рихард Гени) примерно такой:
Жаворонок парит в небесной синеве,
Веет легкий ветерок, оживляя траву и цветы.
Расцветает великолепная весна,
Перед ней тают все печали,
Утихает боль
И возвращается вера в счастье.
Венский вальс был и до Штрауса-младшего (Йозеф Ланнер, Штраус-отец), но никогда ещё он не был таким ослепительно нарядным!
Кэтлин Бэттл и Герберт Караян с Венским филармоническим.