1. Каватина Фигаро из оперы «Севильский цирюльник»
Эта головоломная вокальная скороговорка презентует в опере главного героя — местного цирюльника, у которого нет отбоя от клиентов. Приходится вертеться и успевать всюду. «Фигаро здесь, Фигаро там» — этому мему уже 200 лет и два года.
В 1816 году премьера оперы с треском провалилась по независящим от качества музыки обстоятельствам. А на втором представлении публика пришла в экстаз от восторга и пошла выражать его автору. Автор сидел в номере отеля и никак не ожидал такой резкой смены курса. Он решил, что эта шумная толпа пришла закидать его помидорами и порядком струсил. Россини заперся и не вышел к своим фанатам. За это он получил выбитые стёкла в своём номере. Горячие люди эти итальянцы!
Американский баритон Томас Хэмпсон поёт эту каватину шутя, хотя там не то что спеть, а просто проговорить все слова в таком темпе практически невозможно.
2. Увертюра к «Севильскому цирюльнику»
«Севильского цирюльника» Россини написал, как он сам утверждал, за 12 дней. Даже если разделить это утверждение на два (то есть, умножить), всё равно получится нереально быстро.
Поэтому Россини не успел написать к опере увертюру. Он взял её из другой своей оперы. А в ту — другую — она тоже попала из предшествующей. А в эту предшествующую — из той, которая была написана до неё. В результате хронического цейтнота получилось так, что четыре разных оперы Россини начинаются одной и той же увертюрой. Наверное, Россини очень нравилась эта музыка, раз он тащил её из оперы в оперу.
Действительно, тема быстрого раздела увертюры сначала несколько шокирует (у русского человека она вызывает смутные ассоциации с нашей блатной «Муркой»), а потом вбивается в мозг намертво: вы будете её напевать и насвистывать в минуты бодрого настроения. (Она идёт с отметки 1,48).
3. «Неаполитанская тарантелла» из цикла «Музыкальные вечера»
Это не ария из оперы, а просто концертная песня. Хотя слово «просто» к ней не очень подходит: это скороговорка в бешенном темпе.
Тарантелла — что-то вроде итальянской лезгинки.
Витторио Григоло — итальянский тенор.
4. Увертюра к опере «Вильгельм Телль»
«Вильгельм Телль» — последняя опера Россини, после которой началась его добровольная пенсия (в 37 лет). Свою оперную карьеру он закончил с блеском: «Телль» имел оглушительный успех, и в особенности увертюра с её шикарным финалом — картиной наступающей швейцарской армии.
И вот ещё такой, не академический вариант. Парень решил сразиться с Россини с помощью своей ударной установки.
С этого ролика 2007 года началась интернет-слава его автора Wadrum (Андреа Вадруччи). С тех пор он переиграл много академической музыки со своими барабанами, продвинулся в качестве игры и видеосъемки, выступал с оркестрами, но этот «кухонный» вариант остался непревзойдённым. Очень весело! Россини бы наверняка одобрил)