Одна из журналисток, автор “культурной” колонки, не будем указывать, какого гламурного издания, написала как-то, что “Рихард Вагнер был бы польщён, если бы узнал, что сам Фрэнсис Форд Коппола использовал его “Полёт Валькирий” в своём фильме (имеется в виду сцена вертолётной атаки на вьетнамскую деревню в “Апокалипсисе сегодня”).

Возможно, не все поймут юмор этого заявления, потому что для многих людей имя Копполы действительно звучит более весомо, чем имя Вагнера.

Но курьез заключается в том, что всё же в какой-то степени именно современным кинорежиссерам великие композиторы обязаны своей известностью в широких народных массах. Именно кино открыло для многих людей классическую музыку.

И тут на первом месте Стэнли Кубрик. Вот четыре классических произведения, которые вошли в массовое сознание благодаря его фильмам.

1. Рихард Штраус. Симфоническая поэма “Так говорил Заратустра”

Начальной темой этого сочинения открывается фильм “2001: Космическая одиссея”.

Когда Рихард Штраус писал свою симфоническую поэму (1896 год) само слово “космос” имело совсем другой смысл – абстрактно-философский. Но как идеально вписалась эта мелодия в футуристический контекст фильма! У Штрауса она символизировала восход солнца и наступление нового этапа в жизни Заратустры. А у Кубрика – эры могущества человеческого разума.

Ещё до Кубрика эта тема стала популярной в СССР благодаря передаче “Что, где, когда?”. А после “Космической одиссеи” она приобрела мировую известность.

2. Людвиг ван Бетховен. Девятая симфония, 2 часть (скерцо)

Герой фильма Кубрика “Заводной апельсин”– мега отвратная личность, при этом он фанат Бетховена. В его музыке он слышит то, что помогает ему с бетховенским энтузиазмом рушить все законы человечности. Но в итоге эта же музыка становится для него орудием пытки и возмездия.

Все хоть раз слышали популярнейшую тему радости из четвёртой части этой Девятой симфонии, но эту вторую её часть с мощнейшим Скерцо нас заставил полюбить Кубрик.

Хотя всё это сделано, как всегда у этого режиссёра, мастерски и со смыслом, но очень обидно за Бетховена. Знал бы он, что его великую музыку приобщили к этому на редкость гнусному видео ряду (в ролике самый приемлемый эпизод фильма из всех, где звучит Скерцо).

3. Георг Фридрих Гендель. Сарабанда из клавирной сюиты ре минор.

Эта величественная Cарабанда пополнила список самых популярных сочинений Генделя после выхода на экраны фильма “Барри Линдон” – роскошной экранизации романа Уильяма Теккерея «Карьера Барри Линдона» . Сарабанда звучит в самых драматических моментах фильма и отпечатывается в памяти навсегда.

4. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Вальс №2 из Сюиты для эстрадного оркестра.

Этот вальс открывает последний фильм Кубрика – “С широко закрытыми глазами”, комментируя уютный буржуазный домашний мир супружеской пары (Николь Кидман и Том Круз). Со дня выхода фильма этот вальс стал гвоздём всех концертов на Западе. К нему даже сочинили текст и поют его хором и соло (например, Роберто Аланья).

На Западе эту музыку воспринимают за чистую монету, то есть как мелодичный и красивый вальсик, но Шостакович написал его как тонкий стёб над банальностью и мещанским вкусом. Это как раз хорошо чувствовал Кубрик. Поэтому он и выбрал этот вальс, чтобы показать прозу и обыденность этой благополучной семейной жизни, которая взорвёт однажды сама себя.

Ещё на эту тему: “Три фильма Стэнли Кубрика, благодаря которым мы узнали, что такое музыкальный авангард”кино

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here