Лучшее средство от жизненной суеты сует – классический ноктюрн. Эта музыка способна замедлить бег времени, полить бальзамом душевные раны и восстановить внутреннюю гармонию.

Когда-то ноктюрном называли самую разную музыку, предназначенную для исполнения в тёмное время суток ( nocturnus – ночной). А в начале 19 века это название удачно использовал ирландец по происхождению Джон Филд для одной из своих лирических фортепианных пьес.

Это было время сентиментализма, и его первый фортепианный ноктюрн, наполненный сладкими грёзами ночи, так понравился публике, что Филд решил тиражировать эту идею и написал ещё 17.

Он очаровал своими красивыми пьесами не только публику, но и пианистов. Только совсем уж ленивые не писали по его примеру ноктюрнов, и за сто лет романтической эпохи их было написано огромное количество.

Кстати, Филд с двадцати лет жил в России, написал здесь всю свою музыку и был похоронен на московском кладбище. Так что можно смело сказать, что родина ноктюрна – Россия.

Классический (точнее, романтический) филдовский ноктюрн – это медленная мечтательная музыка с певучей мелодией.

1. Джон Филд. Ноктюрн №5 си-бемоль мажор.

Британский пианист Бенджамин Фрит.

2. Фредерик Шопен. Ноктюрн ре-бемоль мажор( ор.27 №2)

Шопен довёл идею Филда до музыкального абсолюта. Его ноктюрны – это высокая поэзия с чудесной красоты мелодиями в духе бельканто. Недаром их пели оперные сопрано того времени.

Этот ноктюрн божественно красив. Лучше может быть только пение ночного соловья в душистом майском саду.

Французский пианист Паскаль Амуайель.

3. Жорж Бизе. Антракт к третьему действию оперы “Кармен”.

Антракт в данном случае – это оркестровое вступление к очередному действию оперы.

Этот чудесный ноктюрн звучит перед третьим актом. События здесь стягиваются в трагический узел: Хосе узнаёт, что Кармен любит другого, а самой Кармен карты предсказывают скорую смерть.

Но музыка антракта парит над людьми с их страстями. Здесь только покой тёплой ночи в горах и вечное сияние звёзд.

Берлинский филармонический оркестр. Дирижёр – Густаво Дудамель.

4. Эдвард Григ. “Ноктюрн” из “Лирической сюиты” (ор.54 №4)

Этот вдохновенный ноктюрн мало похож на ночную музыку. Скорее это время рассвета, судя по птичьим трелям ближе к концу.

Английский камерный оркестр , дирижёр Рэймонд Леппард.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here