Лучшее средство от жизненной суеты сует — классический ноктюрн. Эта музыка способна замедлить бег времени, полить бальзамом душевные раны и восстановить внутреннюю гармонию.
Когда-то ноктюрном называли самую разную музыку, предназначенную для исполнения в тёмное время суток ( nocturnus — ночной). А в начале 19 века это название удачно использовал ирландец по происхождению Джон Филд для одной из своих лирических фортепианных пьес.
Это было время сентиментализма, и его первый фортепианный ноктюрн, наполненный сладкими грёзами ночи, так понравился публике, что Филд решил тиражировать эту идею и написал ещё 18.
Он очаровал своими красивыми пьесами не только публику, но и пианистов. Только совсем уж ленивые не писали по его примеру ноктюрнов, и за сто лет романтической эпохи их было написано огромное количество.
Кстати, Филд с двадцати лет жил в России, написал здесь всю свою музыку и был похоронен на московском кладбище. Так что можно смело сказать, что родина ноктюрна — Россия.
Классический (точнее, романтический) филдовский ноктюрн — это медленная мечтательная музыка с певучей мелодией.
1. Джон Филд. Ноктюрн №5 си-бемоль мажор.
Британский пианист Бенджамин Фрит.
2. Фредерик Шопен. Ноктюрн ре-бемоль мажор( ор.27 №2)
Шопен довёл идею Филда до музыкального абсолюта. Его ноктюрны — это высокая поэзия с чудесной красоты мелодиями в духе бельканто. Недаром их пели оперные сопрано того времени.
Этот ноктюрн божественно красив. Лучше может быть только пение ночного соловья в душистом майском саду.
Французский пианист Паскаль Амуайель.
3. Жорж Бизе. Антракт к третьему действию оперы «Кармен».
Антракт в данном случае — это оркестровое вступление к очередному действию оперы.
Этот чудесный ноктюрн звучит перед третьим актом. События здесь стягиваются в трагический узел: Хосе узнаёт, что Кармен любит другого, а самой Кармен карты предсказывают скорую смерть.
Но музыка антракта парит над людьми с их страстями. Здесь только покой тёплой ночи в горах и вечное сияние звёзд.
Берлинский филармонический оркестр. Дирижёр — Густаво Дудамель.
4. Эдвард Григ. «Ноктюрн» из «Лирической сюиты» (ор.54 №4)
Этот вдохновенный ноктюрн мало похож на ночную музыку. Скорее это время рассвета, судя по птичьим трелям ближе к концу.
Английский камерный оркестр , дирижёр Рэймонд Леппард.
Так выравнивает настроение и жизненный тонус!Я не представляю , что еще может наполнить так ощущение доброго дня.Слава Всевышнему….
Боже мой, какая красота… Вовек не наслушаешься… В душе такая гармония выстраивается… Все-таки музыка еще и душу лечит…
Спасибо за прекрасные публикации, за доброе просветительство, за такую музыку, успехов Вам, автор!
Светлана, спасибо большое!
О да! У Бизе волшебная музыка. В ней само спокойствие и безмятежность. Как будто ничто не предвещает скорой трагедии…