кошки в музыке

Любовь к кошкам заразила в 21 веке весь мир. Их проделкам посвящены ютуб-каналы, их фото ежедневно выкладываются хозяевами в инстаграм, множество сайтов и блогов посвящены этой теме. И, конечно, на этой любви пышно цветёт кото-бизнес: от разведения и продажи, до индустрии товаров кото-обслуживания.

Но мы о музыке.

Начиная с 17 века кошки проникают в музыку, точнее, они сами для этого ничего не делают. Они просто служат музами для композиторов. Кроме того, само слово “кот” или “кошка”, фигурирующее в названии произведения, немедленно даёт пропуск к сердцам публики. Было бы только что-то похожее на “мяу”.

Вот четыре популярные классические пьески, написанные любителями котов.

1.Генрих фон Бибер. “Кошка”

Бибер – австрийский скрипач и композитор 17 века, известный своими экспериментами в игре на скрипке.

Эта пьеска – часть его Сонаты для скрипки и баса под названием “Sonata representativa”. Она больше похожа на сюиту, чем на сонату, потому что состоит из девяти частей и репрезентует (представляет) разные образы. Кроме маленькой (на полминутки)”Кошки” есть ещё “Курица и петух”, “Лягушка” и “Кукушка”.

2. Доменико Скарлатти. Соната для клавира “Кошачья фуга”.

Если бы эта фуга не называлась “кошачьей”, она наверняка затерялась бы среди других его пятисот сонат.

Впрочем, она очень интересно звучит. Последовательность первых шести звуков её темы выглядит несколько странно: очень похоже на “следы” кошки, которая прогулялась по клавиатуре клавесина.

3. Филипп Фарбах-старший. Кошачий вальс, ор. 67

Филлип Фарбах – один из семьи венских музыкантов, которые украсили музыку Австрии своими вальсами, польками, маршами и галопами. У него было ещё три брата-композитора – Антон, Фридрих и Иосиф, а также сын-тезка – Филипп Фарбах-младший, который был серьёзным конкурентом самому Иоганну Штраусу-сыну.

Этот вальс с мяуканьем и нестройными гармониями напоминает известный “Кошачий дуэт” якобы Россини (на самом деле Россини его не писал, об этом можно почитать по ссылке в конце текста).

4. Джон Нобл. “Кошачья сюита

Английского композитора Джона Нобла нельзя назвать классиком, не тот масштаб творчества. Он прожил свою жизнь в родном Йоркшире, работая преподавателем музыки и написал не очень много сочинений. Только его “Кошачья сиюта” для кларнета и фортепиано” была издана при жизни и стала стала очень популярна у кларнетистов и публики.

В ней пять частей. Каждая названа именем какого-нибудь знакомого кота композитора: в списке есть Бетховен, Моцарт, Пеппин и Сэмми. Эта – первая пьеска – посвящена коту по имени Оскар.

5. Аарон Копленд. “Кот и мышка” (“The Cat and the Mouse”)

Вероятно, для многих, вскормленных Роял Канином городских кошек, мыши ушли уже в область преданий (“это фантастика, сынок”). Но были времена, когда мышей было много, и все кошки были охотниками и защитниками хозяйских припасов, а не только декоративными созданиями.

Об этом живописная пьеска американского классика Аарона Копленда. Она была написана, кстати, за 20 лет до “Тома и Джерри”.

Здесь Копленд он играет сам.

Четыре самых известных кошачьих дуэта в классической музыке – здесь.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here

4 + 4 =