Франсуа Бонвен. Дама за спинетом

Подавляющая часть самых-самых популярных классических хитов – это, как правило, надёрганные из крупных сочинений фрагменты. Но культурный человек всё же должен знать, для какого художественного проекта классики писали все эти популярные мелодии.

1. Вольфганг Амадей Моцарт. Соната № 11 ля мажор

Эту сонату нельзя не знать, потому что её финал (3 часть) – самый популярный из всех моцартовских хитов: тот самый Турецкий марш.

Вообще вся соната – это такая нарядная и хитроумно устроенная музыкальная безделушка, забавная коллекция трёх национальных стилей. В первой части (она тоже очень известна) причудливо варьируется мелодия итальянской песенки, во второй – французский менуэт, а в третьей – изображение бравого турецкого марша с имитацией янычарских инструментов: большого барабана, медных тарелок и флейты.

Моцарт имел большой успех у публики, когда играл её на своих академиях (авторских концертах по подписке).

Даниэль Баренбойм не только знаменитый дирижёр, но и блестящий пианист.

2. Людвиг ван Бетховен. Соната №14, до-диез минор (“Лунная”)

Нет такого человека, который не узнал бы первую часть этой сонаты с трёх первых звуков. Её постигла печальная судьба самого заигранного сочинения музыкальной классики. Ещё при жизни Бетховена она была так популярна, что вызывала раздражение автора.

Естественно, что со временем соната обросла всяческими легендами и мифами. Кстати, название тоже прицепилось случайно, Бетховен к нему отношения не имеет.

Снова Баренбойм. Бурная третья часть (с отметки 9.14) расставляет в этой истории все точки над “i”.

3. Людвиг ван Бетховен. Соната №17, ре минор

Некоторые темы Бетховена обладают каким-то загадочным очарованием. Например, популярная мелодия третьей части Семнадцатой сонаты.

Эту сонату называют “Буря”, но это название, как и “Лунная”, тоже не имеет к воле автора никакого отношения. Просто якобы когда-то кому-то Бетховен намекнул, что эта соната навеяна ему шекспировской “Бурей”. Так что не стоит считать, что финал этой сонаты есть именно картина какого-то природного катаклизма или штрома, как многие и полагают. Это было бы совсем уж примитивно.

У великого Григория Соколова в этой части точно никакой бури нет.

4. Фридерик Шопен. Соната №2, си-бемоль минор

Нет более мрачной сонаты в классической музыке. Она мрачно начинается, мрачно продолжается, и заканчивается смертью с последующим полным забвением. Если что светлое и мелькнёт в этом мраке, то только чтобы попрощаться с миром навеки.

Именно в этой сонате звучит знаменитый “похоронный марш Шопена” – это её третья часть (всего в сонате 4 части). Интересно, что у человека должно быть на душе, чтобы написать такую музыку в 27 лет?

Первый, кого похоронили под музыку этого марша, был сам Шопен. А дальше марш вообще отделился от сонаты и превратился в совершенно утилитарную вещь – ритуальную музыку для духового оркестра. Примерно такая же судьба постигла Свадебный марш Мендельсона из музыки к шекспировскому “Сну в летнюю ночь”. Но, учитывая контекст использования, Мендельсону повезло чуточку больше)

Владимир Горовиц играет этот марш совсем уж инфернально.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here