1. Сцена с курантами из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов»
В драме Пушкина (и в опере Мусоргского) не кто иной, как Борис Годунов, виновен в смерти маленького царевича Дмитрия (хотя историки эту версию не поддерживают). Он тяжко мучается своей ужасной виной и постепенно теряет рассудок.
Темный кабинет. Борис один. В углу стоят напольные часы с курантами. Они начинают бить привычную мелодию, но в больном сознании Бориса она превращается в страшную звуковую фантасмагорию. А из мрака к нему с мольбой тянет ручки залитый кровью ребёнок.
Этой сцены у Пушкина нет. Её придумал Мусоргский для пущего драматизма.
Совершенно неповторимо её исполнял Шаляпин. Когда он поворачивал голову в сторону кулис и с вытаращенными от ужаса глазами, медленно поднимал руку и указывал дрожащим пальцем в тёмный угол, шепча «Вон… вон там…Что это?!… там… в углу!!!…», публика в ужасе привставала с кресел, чтобы получше рассмотреть призрака.
Александр Пирогов в роли Бориса
2. Сцена в казарме из оперы «Пиковая дама» Петра Чайковского
Здесь тяжёлый клинический случай множественной галлюцинации на фоне тяжелейшего стресса и длительного отсутствия сна. Герману чудятся звуки заупокойной молитвы — он только что пришел с похорон старой Графини, которая погибла по его вине. Ему кажется, что кто-то стучит в окно. А потом он видит призрак мёртвой старухи, которая замогильным голосом говорит ему то, чего так и не сказала при жизни — те самые три выигрышные карты: Тройка… Семёрка… Туз…
Это действительно страшно. Чайковский говорил, что когда он сочинял эту музыку, у него волосы вставали дыбом от ужаса.
В постановке Метрополитен мёртвая старуха-графиня лезет к Герману откуда-то из преисподней, взламывая пол. Ужас!
Пласидо Доминго и Элизабет Сёдерстрём
3. Пятая часть Фантастической симфонии Гектора Берлиоза
Собственно, вся эта симфония — один длинный бред и галлюцинация. Её герой — самоубийца. Он решил отравиться опиумом (естественно, из-за несчастной любви), но немного не рассчитал дозу. Он впадает в наркотическую прострацию и видит в бреду всю свою несчастную жизнь, смерть на гильотине и даже мытарства грешной души в аду.
Пятая часть этой симфонии совершенно невероятная. Недаром от неё в полнейшем восторге был Паганини и даже заказал Берлиозу концерт для альта.
В начале эффект того, о чём любят писать в интернете впечатлительные пользователи: «мураЖки по коже!») Мрак, шорохи… Где-то истошно кричит петух… А потом прилетает главная ведьма и начинается веселая пирушка всех этих вурдалков…
Вот маленький фрагмент:
И ещё один ужас, на этот раз фортепианный:
4. «Наваждение» Сергея Прокофьева»
Это самый известный фортепианный хит Прокофьева. В своё время (начало 20 века) он принёс молодому автору скандальную славу.
Это классический кошмарный сон, знакомый каждому: ты видишь что-то невыразимо ужасное, тебя дросает в дрожь, ты бежишь, а ноги ватные, ты кричишь, а звука нет…
Юный талант Ваня Бессонов записал этот клип в соответствующих тонах: черный рояль, черная рубашка, чёрный тоннель и черные тени на стенах…