Самые прекрасные пейзажи в музыке – это не те, где есть подробное описание природных объектов (птички, пчёлки, ручейки), а те, в которых мы слышим это внутреннее блаженство от созерцания красоты мира. Когда из сердца рвётся: “Боже, как же это прекрасно!!”

1. Эдвард Григ. “Утро” из музыки к драме Генрика Ибсена “Пер Гюнт”

Более точный перевод оригинального названия этой пьесы (“Morgenstemning”) – “Рассвет”.

Это самый популярный пример звукового пейзажа в классической музыке. Из совершенно элементарной мелодии Григ создаёт прекрасную картину медленно восходящего солнца, когда волны нежного тепла и света заставляют радоваться всё живое.

Обычно этой музыкой иллюстрируют северные пейзажи, что закономерно, ведь Григ – норвежец. Но на самом деле это рассвет в арабской пустыне (по сюжету “Пера Гюнта”). Вообще-то трудно поверить, что арабы так радуются восходу палящего солнца и перспективе 40-градусного пекла в течение дня. Будем считать, что когда Григ писал эту музыку, он невольно унёсся мыслью к родным норвежским фьордам.

(Кстати, здесь можно почитать культшпаргалку о Григе, а здесь – о самых популярных его хитах)

2. Эдвард Григ. Концерт для фортепиано, 2 часть

Это уж точно северный пейзаж с немного суровой красотой скал и чистой холодной воды. Но в конце этой части пейзаж постепенно перетекает в восторженную “осанну” родной Норвегии. Григ был настоящим патриотом.

Титан старой фортепианной школы Артур Рубинштейн за свою жизнь сыграл этот популярнейший концерт, наверное, не меньше тысячи раз.

3. Сергей Рахманинов. Прелюдия соль мажор ор.32 №5

Рахманинов родился ранней весной. Может, поэтому ему так удавались весенние пейзажи. В этой прелюдии – хрупкая апрельская красота русской природы.

Никто не играет эту прелюдию лучше, чем сам Рахманинов, может быть, только Владимир Горовиц. Они, кстати, дружили.

4. Клод Дебюсси. “Сирены” из симфонического цикла “Ноктюрны”

Сирены, как известно – это такие опасные морские существа в женском обличье, чьё невыносимо прекрасное пение влекло моряков к верной гибели. Одиссею в своё время даже пришлось привязать себя к мачте корабля, чтобы удержаться от сильнейшего искушения броситься на этот зов в море.

Женский хор, поющий без слов – это в “Сиренах” как бы дополнительная группа оркестра. Здесь всё время меняется точка слухового обзора: то ты видишь морскую стихию сверху, то вдруг погружаешься в глубину. Особо впечатлительные могут даже испытать лёгкие симптомы морской болезни)

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here