1. Анданте (andante)

Это итальянское слово, обозначающее музыкальный темп примерно в ритме спокойного прогулочного шага (“andante” – от слова “andare” – ходить). Это медленнее, чем аллегро, но быстрее, чем адажио (об этих темпах было в этой культшпаргалке).

В таком темпе композиторы писали вторые части концертов, симфоний или сонат. Обычно обозначение темпа используют вместо названия таких частей, например, говорят – “Анданте” из фортепианного концерта №21 Моцарта. Как правило, анданте – это лирическая музыка.

Анданте (вторая часть) из Фортепианного концерта №21 Моцарта.

2. Кантата и оратория

Кантата – это вокальный жанр (“cantare” – петь), который отличается от просто хора или просто арии тем, что в нём несколько частей. Обычно кантаты пишут для хора в сопровождении оркестра, но бывают кантаты только для солистов с сопровождением – такое чаще встречается в старинной музыке.

Оратория – это то же самое, только больше по масштабу.

3. Октава

От понедельника до понедельника – неделя. От ноты “ре” до ноты “ре” – октава. То есть от любой ноты до любой такой же (выше или ниже), находящейся на ближайшем расстоянии, интервал – октава.

Есть ещё октавы на фортепианной клавиатуре. Это не столько интервалы, сколько условное деление всех 88 клавиш на зоны по регистрам: от самых низких до высоких. Вот так, по семь клавишей в каждой октаве:

Но это волнует только тех, кто имеет дело с нотным текстом, ведь надо же понять, какое из восьми “си” или “ля”имел в виду композитор: внизу, вверху или посередине? Остальным, не отягощенным нотной грамотой, можно спать спокойно)

4. Скрипичный ключ

Все видели вот этот весёлый вензель в начале нотной строчки.Он самый популярный из всех музыкальных ключей (ещё есть басовый, альтовый, теноровый).

Когда мы набираем текст на клавиатуре компьютера, то иногда приходится переключать русскую раскладку на английскую, и тогда те же самые клавиши отвечают уже за другие буквы. Точно так же музыкальные ключи. Это переключатели значений линеек, на которых пишутся ноты.

Главный овал скрипичного ключа обязательно должен пересекаться второй снизу линейкой. Этим устанавливается ориентир, точка отсчёта: нота, написанная на этой линейке, будет “соль” в первой октаве. Именно “соль”. (Поэтому этот ключ ещё называют ключом “соль”). Значит, чуть выше будет записываться “ля”, на третьей линейке – “соль”, и так далее по гамме.

Скрипичным этот ключ называется потому, что в его системе удобно записывать высокие ноты, например для скрипки.

Он используется также для правой руки в фортепианной партии (на картинке – для правой руки – верхние пять линеек, для левой – нижние пять). При этом левая играет в басовом ключе, и у неё другая система координат: на второй линейке пишется уже не “соль”, а совсем другая нота.

Так что, ваш ребенок (если он ходит в музыкальную школу), играющий любую самую простую пьеску, одномоментно мыслит в двух системах отсчёта. Представьте на минутку, что вы одновременно набираете текст на двух клавиатурах: под правой рукой у вас английская раскладка, а под левой – русская. Или наоборот)

Поэтому учите детей музыке! (ещё причины учить детей музыке – здесь)

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here