В.А.Моцарт

Некоторые полагают, что немцы и австрийцы — это примерно одно и то же. Но это совершенно не так. Северный немец откуда-нибудь из Гамбурга отличается от жителя Вены примерно как челябинский металлург от краснодарского таксиста. А уж в искусстве — подавно. Немецкие классики всегда стремятся к монументальности и хотят чему-то научить человечество, а австрийские никогда на это не замахиваются. За редкими исключениями.

1. Вольфганг Амадей Моцарт

Моцарт — это композитор, имя которого никому не нужно напоминать, потому что его музыкальная личность — почти икона. Он такой редкий гений, который никого не грузит своей гениальностью (как некоторые великие немцы), а просто дарит людям красоту и радость от щедрот своего искромётного таланта. Его легкий и мелодичный дар — это чисто австрийское качество.

Поэтому всегда в первой десятке самых популярных опер мира его «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», в числе самых любимых человечеством симфоний — его 40-я, все хотят быть посмертно оплаканы его «Лакримозой» из Реквиема и слушать хоть двадцать раз подряд его лихой Турецкий марш.

2. Йозеф Гайдн

Если Моцарт в глазах потомков — вечно юный, то Гайдн это такой патриарх, отец-основатель всего классицизма. Гайдн навёл в музыкальной стихии полный порядок, придумал самые оптимальные формы, создал эталонный состав оркестра и квартета, то есть проложил самые прямые дороги для своих последователей, а именно, Моцарта и Бетховена. Которых он, кстати, всячески продвигал, учил и просто опекал.

Гайдн — самый гуманный классик из всех. Вся его музыка (а это больше ста прекрасных симфонии и много чего ещё) написана Гайдном с одной целью: украсить эту непростую жизнь, дать человеку отдых и отраду ушам. Но люди почему-то всё время ищут в музыке страстей, и в итоге Гайдна исполняют довольно мало.

Пожалуй, только Прощальную симфонию (в финале которой музыканты по очереди прекращают игру, и, затушив свечку на пюпитре, уходят со сцены) очень любят играть все камерные оркестры. Вот её первая часть.

3. Франц Шуберт

Маленький близорукий Шуберт за 31 год своей жизни написал музыки побольше, чем Бетховен за свои 53. Чего только у него нет! И оперы, и мессы, и оратории, и симфонии. Но человечество любит его в основном за простые песни и скромные пьески для фортепиано. Именно они сделали Шуберта великим.

Помимо «соловьиной» способности непрерывно производить прекрасные мелодии, у Шуберта был редкий дар простодушия. Это и есть главная прелесть его музыки — эффект экологически чистого духовного продукта.

4. Густав Малер

Малер умер в 1911 году. И умер он великим, просто легендарным дирижёром, но не композитором. Его музыка вызывала у современников двойственные чувства: от восторга (не часто) до недоумения — что он там переливает из пустого в порожнее в своих странных и бесконечных симфониях?

Но со временем произошло следующее: то ли человечество естественным образом доросло до Малера, то ли музыка Малера вошла в резонанс с духом 20 века. И Малер был переставлен с нижней полки на самую верхнюю, и совершенно заслуженно стоит теперь там рядом с Бетховеном.

Малер — композитор глобального размаха, поэтому у него нет хитов. Но всё же четвёртая часть Пятой симфонии (Адажиетто) знакома очень многим. Это музыкальный памятник самой-самой возвышенной любви. Нет, не так — ЛЮБВИ!

На эту тему ещё: каким был Моцарт, его главные хиты, и полное личное досье: как его женилиего детиего жена и он сам как муж)

Самые известные песни Шуберта, история о том, что заставило Малера обратиться за помощью к Фрейду, и почему его Адажиетто звучит в фильме Висконти»Смерть в Венеции.»

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here