Фильмов, в которых звучит классическая музыка, очень много. Но здесь речь пойдёт о четырёх «атмосферных» фильмах, в которых атмосферу делает именно музыка.
1. «Солярис» (СССР). Режиссёр Андрей Тарковский. 1972 год
Фантастика, детектив, психанализ, философия, любовь, великолепные актёрские работы — этот фильм и без гран-при Каннского фестиваля был бы записан в книгу мировой киноклассики.
На борту космической станции, изучающей планету Солярис, происходят загадочные и необъяснимые вещи: к каждому их трёх учёных на борту корабля являются фантомы, в которых воплощен их самый постыдный и мучительный жизненный опыт. К Крису приходит погибшая по его вине жена, и она — не совсем фантом. Распутать эту ситуацию можно только путём серьёзных моральных жертв.
Органная хоральная прелюдия Баха фа минор «Я взываю к тебе, Господи!» с «космическим» сочетанием органа и электронных звучаний (аранжировка Эдуарда Артемьева) без слов даёт ответы на все вопросы. Она выражает сверхсмысл фильма, это взгляд на всё с самой высокой точки обзора.
2. «Смерть в Венеции» (Италия). Режиссёр Лукино Висконти. 1971 год
В основе фильма лежит новелла Томаса Манна, а где Манн, там всё очень глубоко, неординарно и неоднозначно.
Пожилой композитор (чопорный баварец) приезжает в Венецию, чтобы хоть ненадолго вырваться из жизненной суеты, побыть одному и подлечить сердце воздушными ваннами на пляже. От нечего делать он рассматривает отдыхающую публику и замечает польского мальчика-подростка совершенно запредельной, ангельской красоты. То, что он начинает испытывать к нему, приводит его в полное смятение и ужас.
Мальчик оказывается не так прост, и водит композитора как рыбак щуку — на натянутой леске.
Всё это было было бы просто пошло, если бы не музыка.
В фильме крайне мало слов и много музыки. Адажио из Пятой симфонии Густава Малера, фоном звучащее весь фильм, выносит эту историю на внесексуальный уровень, где даже смешное, странное и нелепое становится прекрасным воплощением любви.
3. «Королевство полной луны» (США). Режиссёр Уэс Андерсон. 2012 год
Шедевральный фильм вне всяких голливудов и артхаусов. Лирическая поэма о тех, кого называют лузерами.
Это история двух подростков. Он — изгой в своем скаутском отряде. Она — странная девочка 12 лет, с стрелками в стиле Бриджит Бордо, без тени улыбки на лице.
Они абсолютно и фатально одиноки. Мальчик сирота, от которого отказались приёмные родители. Девочка живет в большой семье, где мать разговаривает с детьми через мегафон и тайком встречается с местным шерифом, а отец в бессильном отчаянии рубит деревья. Просто рубит.
Они притягиваются друг к другу как два магнита, сбегают и создают свой честный и правильный мир, о котором прочитали в книжках.
Вокруг их побега закручиваются события, которые меняют всё внутри людей и даже в природе.
Музыка в «Королевстве»- это атмосфера фильма и второй план повествования. В ней, к тому же, есть смысловые ключи к тому, что происходит в фильме. Симфонический «Путеводитель по оркестру» и детская опера «Ноев ковчег» британского классика 20 века Бенджамина Бриттена в сочетании с Шубертом, Моцартом и французскими песенками 60-х — потрясающе выразительный микс чистоты, любви и наивности, которая только и способна спасти мир.
Здесь песенка для детского хора «Кукушка» из цикла Бриттена «Пятница после обеда».
4. «Меланхолия» (Дания, Швеция, Франция, Германия). Режиссёр Ларс фон Триер. 2011 год
Меланхолия — это мягко сказано. Если вы готовы получить дозу тяжёлой смертной тоски и сильного художественного впечатления от прекрасной режиссёрской и актерской работы в нагрузку — тогда смотрите.
Две сестры, одна из которых тихо мается ощущением бессмысленности собственной жизни, другая пытается спасти её своей самоотверженной любовью. Всё бесполезно, всё катится в смерти, все это знают, но делают вид, что живут обычной жизнью.
И вдобавок, на Землю медленно надвигается прекрасная и ужасная, как музыка Вагнера, планета Меланхолия. Столкновение неизбежно.
Нерв этого фильма — музыка вступления к супермеланхолической опере Вагнера «Тристан и Изольда».
Вы будете отравлены этим ядом выматывающей душу мелодиии. Но в чём магия Вагнера — усвоите навсегда.