Хит — понятие растяжимое. Так можно назвать любое супер популярное произведение, а поскольку речь идёт о классиках (то есть о тех, чья музыка остаётся актуальной уже 100 и больше лет), то они как раз и есть хитмейкеры по большому счёту.
Но среди них есть композиторы, которые обладали особым даром: они сочиняли мелодии, которые моментально внедрялись в сознание масс потому что нравились всем, легко запоминались и воспроизводились.
Конечно, сиюминутная популярность не есть главная цель высокого искусства. Но некоторые великие композиторы создавали хиты в художественных целях или чтобы сократить путь к известности (и заработкам, соответственно).
Как выглядит классический хит? Здесь речь не идёт о темах, наделённых особенно глубоким смыслом или красотой. Как правило, это элементарная подвижная и ритмичная мелодия с повторением одного мотива, которая моментально западает в сознание. Но несмотря на простоту рецепта, далеко не у всех классиков получалось приготовить по нему что-то, что пережило бы века.
Вот четыре композитора, которые владели этим искусством в полной мере.
1. Вольфганг Амадей Моцарт
Бетховен раздражался от того, что Лунная соната превзошла по популярности все его другие сочинения. Рахманинов терпеть не мог свою Прелюдию до-диез минор, потому что она безумно нравилась публике.
А Моцарт не возражал, чтобы его Турецкий марш звучал из каждого окна, он был этому только рад. И намеренно писал темы, которые моментально входили в сознание масс. От его популярности зависели его доходы, ведь стабильного заработка он не имел, потому что не состоял на службе при дворе или при церкви.
В этом коротком ролике четыре популярнейшие мелодии Моцарта. Наверняка они вам знакомы.
2. Джоаккино Россини
Вот уж кто хитмейкер-виртуоз! Каждая из его самых известных оперных увертюр — это готовый хит-набор. Мало того, что запоминается намертво, вам придётся принять меры, чтобы эти мотивы вас не преследовали потом целый день (кстати, один из способов — спеть «Боже царя храни»).
Великолепная оркестровка и композиторская изобретательность придают этим элементарным мелодиям типичный россиниевский блеск.
Вот четыре типичных мелодических хита Россини.
3. Джузеппе Верди
Огромная популярность Верди в Европе началась ещё до того, как он обрёл настоящее композиторское мастерство. И основано оно было на точном расчёте: умело подобранном сюжете и простых мелодиях, которые обладали всеми признаками хита. Любую из них можно легко насвистеть, напеть или наиграть.
По этой причине ранний Верди очень скептически оценивался многими музыкантами. Позднее он и сам отказался от этого приёма. Но что такое его «Риголетто» или «Трубадур» без хитовых номеров, перепетых всеми шарманками Европы!
Вот четыре из них:
4. Пётр Ильич Чайковский
Для русской классики хитовость — понятие чуждое. Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков мыслили иными категориями.
В отличие от них Чайковский никогда не скрывал, что хочет нравиться публике. Он сознательно привнёс в свои сочинения (абсолютно русские по духу) нарядность, легкость и общительность французской и итальянской музыки, не склонной грузить слушателя мировыми или национальными проблемами. А поскольку он имел от природы блестящий мелодический дар, то в итоге он оставил нам несколько настоящих хитовых мелодий. Особенно в балетах.
Здесь четыре самых популярных мелодий Чайковского. Все-таки русские хиты самые мелодичные!)
Заодно проверьте себя на знание классики)