русская опера
Клавдий Лебедев. Боярыня.

На трагических ситуациях стоит весь оперный жанр (не считая комического). И, конечно, самые важные точки таких сюжетов отмечены ариями.

Оставим в стороне сцены, где герой или героиня поют свою арию на смертном одре. Здесь речь о тех случаях, когда герой сам делает шаг к гибели. И не потому, что не хочет жить, а потому что так велит ему долг и честь. В этих ариях особый тон и особая музыка.

Вот четыре замечательных арии из русских опер, где герои прощаются с этим миром, уже зная свой путь.

Ария Ленского из оперы П.И.Чайковского “Евгений Онегин”

Ссора Ленского и Онегина на балу в честь именин Татьяны – по сути дела, глупое недоразумение. Но тут задета честь, для Ленского нет пути назад.

А этой арии такая выразительная мелодия, что она может сказать всё и без этих высокопарно-наивных строф бедного поэта.

С точки зрения вокала это, конечно, не кабалетта Манрико, но здесь свои сложности более тонкого порядка: особая русская элегическая лирика, особый дух национальной вокальной традиции. Переводу не поддаётся.

Кто и как исполнял эту арию, можно обсудить здесь 👇

⭐ Кто лучше спел арию Ленского?

В этом ролике её поёт Георгий Виноградов – популярный камерный певец 40-50-х годов.

Ария Иоанны из оперы П.И.Чайковского “Орлеанская дева”

“Орлеанская дева” написана Чайковским по драме Шиллера сразу после “Евгения Онегина”. Поэтому французская героическая дева Иоанна (Жанна д’Арк) местами чем-то неуловима близка нашему Владимиру Ленскому.

Совершенно особая, с первого мотива берущая за душу мелодия – один из многочисленных примеров лирического таланта Чайковского.

Прощание юной Иоанны (Жанны д’Арк) с этим миром происходит задолго до её гибели на костре. Небеса сделали её своей избранницей: именно она должна освободить Францию от врага. Иоанна обещает отдать свою чистоту Богу для того, чтобы выполнить своё предназначение. Смутный страх в сердце подсказывает ей, что стоит навсегда попрощаться с прежней жизнью. И с жизнью вообще.

Простите вы, холмы, поля родные;
Приютно­ мирный, ясный дол, прости!
С Иоанной вам уж больше не видаться,
Навек она, навек вам говорит: прости!

Эту арию спели многие наши великие сопрано и меццо-сопрано – Ирина Архипова, Галина Вишневская, Елена Образцова, Ольга Бородина.

Здесь не очень известная запись Элины Гаранчи.

А 👉 здесь можно посмотреть концертное исполнение этой арии Ирины Архиповой.

Песня Любаши из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Царская невеста”

На пирушке в доме опричника Григория Грязного Любаша в гробовой тишине поёт свою трагическую песню о невесте с погребальной свечой в руках. Она чувствует в ней свою судьбу и ещё не знает, что в точности описывает смерть “царской невесты” – своей соперницы Марфы Собакиной.

С боем выкрал Малюта Скуратов красавицу Любашу для своего друга. Теперь она больше не нужна Григорию, он любит другую. Гордая Любаша не может смириться, что её выбросят как надоевшую игрушку, и ставит на карту в борьбе с соперницей свою жизнь. Хотя и знает, что проиграет.

Жутко и прекрасно поёт Анита Рачвелишвили.

Ария Ивана Сусанина из оперы М.И.Глинки “Жизнь за царя”

Это ария всех русских арий.

Только в самом конце оперы, в ночь перед неминуемой смертью поёт Сусанин свою единственную арию. Как Христос в Гефсиманском саду, один на один с Богом, он возносит ему свою молитву о Чаше.

Она простая, сердечная и суровая как правда.

В советской редакции Городецкого текст этой арии испорчен пафосными фразами и деепричастными оборотами. Но знаменитые советские басы старой школы – Максим Дормидонтович Михайлов, Марк Осипович Рейзен, Борис Тимофеевич Штоколов – вопреки всему пели её на старый, оригинальный текст барона Егора Розена, убирая только слово “царь”. А Максим Михайлов – солист Большого театра, любимец Сталина и протодьякон по совместительству – даже осенял себя на сцене крестным знамением.

Ты придешь, моя заря,
Взгляну в лицо твое!
Последняя заря,
Настало время мое!

Первая запись оперы “Жизнь за царя” в первоначальной, авторской версии была сделана во Франции потомком одного из друзей Глинки дирижёром Игорем Маркевичем в 1957 году. Партию Сусанина в ней спел болгарский бас Борис Христов.

⭐ “Жизнь за царя” и “Иван Сусанин” – в чём разница?

Здесь ария звучит так, как это было при жизни Глинки.

А 👉здесь ролик с Максимом Дормидонтовичем Михайловым.

Поделиться: