На трагических ситуациях стоит весь оперный жанр (не считая комического). И, конечно, самые важные точки таких сюжетов отмечены ариями.
Оставим в стороне сцены, где герой или героиня поют свою арию на смертном одре. Здесь речь о тех случаях, когда герой сам делает шаг к гибели. И не потому, что не хочет жить, а потому что так велит ему долг и честь. В этих ариях особый тон и особая музыка.
Вот четыре замечательных арии из русских опер, где герои прощаются с этим миром, уже зная свой путь.
Ария Ленского из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»
Ссора Ленского и Онегина на балу в честь именин Татьяны — по сути дела, глупое недоразумение. Но тут задета честь, для Ленского нет пути назад.
А этой арии такая выразительная мелодия, что она может сказать всё и без этих высокопарно-наивных строф бедного поэта.
С точки зрения вокала это, конечно, не кабалетта Манрико, но здесь свои сложности более тонкого порядка: особая русская элегическая лирика, особый дух национальной вокальной традиции. Переводу не поддаётся.
Кто и как исполнял эту арию, можно обсудить здесь 👇
⭐ Кто лучше спел арию Ленского?
В этом ролике её поёт Георгий Виноградов — популярный камерный певец 40-50-х годов.
Ария Иоанны из оперы П.И.Чайковского «Орлеанская дева»
«Орлеанская дева» написана Чайковским по драме Шиллера сразу после «Евгения Онегина». Поэтому французская героическая дева Иоанна (Жанна д’Арк) местами чем-то неуловима близка нашему Владимиру Ленскому.
Совершенно особая, с первого мотива берущая за душу мелодия — один из многочисленных примеров лирического таланта Чайковского.
Прощание юной Иоанны (Жанны д’Арк) с этим миром происходит задолго до её гибели на костре. Небеса сделали её своей избранницей: именно она должна освободить Францию от врага. Иоанна обещает отдать свою чистоту Богу для того, чтобы выполнить своё предназначение. Смутный страх в сердце подсказывает ей, что стоит навсегда попрощаться с прежней жизнью. И с жизнью вообще.
Простите вы, холмы, поля родные;
Приютно мирный, ясный дол, прости!
С Иоанной вам уж больше не видаться,
Навек она, навек вам говорит: прости!
Эту арию спели многие наши великие сопрано и меццо-сопрано — Ирина Архипова, Галина Вишневская, Елена Образцова, Ольга Бородина.
Здесь не очень известная запись Элины Гаранчи.
А 👉 здесь можно посмотреть концертное исполнение этой арии Ирины Архиповой.
Песня Любаши из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста»
На пирушке в доме опричника Григория Грязного Любаша в гробовой тишине поёт свою трагическую песню о невесте с погребальной свечой в руках. Она чувствует в ней свою судьбу и ещё не знает, что в точности описывает смерть «царской невесты» — своей соперницы Марфы Собакиной.
С боем выкрал Малюта Скуратов красавицу Любашу для своего друга. Теперь она больше не нужна Григорию, он любит другую. Гордая Любаша не может смириться, что её выбросят как надоевшую игрушку, и ставит на карту в борьбе с соперницей свою жизнь. Хотя и знает, что проиграет.
Жутко и прекрасно поёт Анита Рачвелишвили.
Ария Ивана Сусанина из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя»
Это ария всех русских арий.
Только в самом конце оперы, в ночь перед неминуемой смертью поёт Сусанин свою единственную арию. Как Христос в Гефсиманском саду, один на один с Богом, он возносит ему свою молитву о Чаше.
Она простая, сердечная и суровая как правда.
В советской редакции Городецкого текст этой арии испорчен пафосными фразами и деепричастными оборотами. Но знаменитые советские басы старой школы — Максим Дормидонтович Михайлов, Марк Осипович Рейзен, Борис Тимофеевич Штоколов — вопреки всему пели её на старый, оригинальный текст барона Егора Розена, убирая только слово «царь». А Максим Михайлов — солист Большого театра, любимец Сталина и протодьякон по совместительству — даже осенял себя на сцене крестным знамением.
Ты придешь, моя заря,
Взгляну в лицо твое!
Последняя заря,
Настало время мое!
Первая запись оперы «Жизнь за царя» в первоначальной, авторской версии была сделана во Франции потомком одного из друзей Глинки дирижёром Игорем Маркевичем в 1957 году. Партию Сусанина в ней спел болгарский бас Борис Христов.
⭐ «Жизнь за царя» и «Иван Сусанин» — в чём разница?
Здесь ария звучит так, как это было при жизни Глинки.
А 👉здесь ролик с Максимом Дормидонтовичем Михайловым.