«Щелкунчик»
Главный новогодний театральный тренд, конечно же, «Щелкунчик» Чайковского. В этом сезоне Лондонский Ковент-Гарден, Нью-Йорк Сити балет, Венская опера, Ла Скала, Римский оперный театр, наши главные сцены и многие другие большие и маленькие театры мира ставят его в декабре и январе.
Для многих людей семейный выход в театр на «Щелкунчика» — это традиционный новогодний ритуал. Так что театры активно делают грандиозную кассу на этих представлениях. Купить билеты на эти спектакли — большая проблема не только в нашем Большом.
Это совершенно неудивительно, потому что где ещё увидишь такую феерию рождественских чудес, ослепительных костюмов, декораций, трогательных детишек на сцене в сочетании с красивейшей музыкой? Кажется, это единственный легальный способ для взрослых впасть на два часа в детство)
Кстати, бум «Щелкунчика» в США и на Западе начался благодаря Джорджу Баланчину (или Геогрию Баланчивадзе в оригинальной транскрипции) — хореографу балетной труппы Сергея Дягилева. В 50-годы он сделал успешную постановку «Щелкунчика» в основанном им Нью-Йоркском балете.
И как бы хотелось уже объявить мораторий на режиссёрские новации именно в «Щелкунчике»! Пусть бы он остался таким неприкосновенным достоянием балетной культуры, и за покушение на него эти неуёмные режиссеры подвергались бы тюремному заключению или штрафу на худой конец)
Потому что девочка Маша в сиротском доме, где мыши — это не мыши, а жестокие дети с соседних коек, или «Щелкунчик» без Щелкунчика и ёлки, но зато с мрачными проекциями на пропащую судьбу России — это как-то уже не так сказочно, как хотелось бы.
«Гензель и Гретель»
На втором месте по популярности на зимних праздниках — опера немецкого композитора Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель». Это тоже рождественская классика со столетней традицией. Она ставится во всех немецких и австрийских театрах, в Англии и в США. К примеру, в этом сезоне она идёт в Венской и Берлинской опере, в Ковент-Гарден, в Римской опере и в концертном зале Мариинского театра.
«Гензель и Гретель» — очень милая детская опера на сюжет сказки братьев Гримм. Правда, в ней не обходится без традиционных немецких ужастиков с голодными детьми, которых раздражённая мать выгоняет в лес. Хорошо, что не на мороз, потому что действие этой оперы происходит летом. Там ещё есть ведьма-людоедка, поджаренная смышлёными детьми в печи до состояния пряника.
Какая в этой опере связь с Рождеством и Новым годом — не совсем понятно. Хотя там есть нарядный пряничный домик с окошками из карамели, в котором живёт ведьма (не то, что наша бедная русская избушка на курьих ножках).
Это опера именно для детей, в ней много народных немецких незатейливых мотивчиков, но при этом всё сделано по-настоящему. Есть что послушать и взрослым.
Вот, к примеру, дуэт Гензеля и Гретель на мелодию немецкой народной песенки (есть версия, где эти партии поют дети, получается замечательно).
«Волшебная флейта» и «Золушка»
Третье место по актуальности в новогодние праздники делят «Волшебная флейта» Моцарта
и прокофьевский балет «Золушка».
В них тоже нет прямых ассоциаций с Рождеством и Новым годом, но есть весёлая сказка и всякие чудеса, а также гарантированное удовольствие для глаз и ушей.
Получается в итоге, что русский балет и немецкая опера пока держат первые позиции в новогоднем театральном рейтинге.