✔️️ Людвиг ван Бетховен занимает в классической музыке примерно такое же место, как Лев Толстой в русской литературе. Он открыл практически новую эру — создал музыку, которая влияла на умы, внушала идеи и выражала глобальные концепции: война и мир, тирания и свобода, человек и судьба.
✔️️ С Бетховеном кончилась эпоха напудренных париков, светской утончённости и галантности. Он открыл музыку нового, демократического века.
Бетховен был младше Моцарта на 14 лет, но выглядел человеком другой эпохи: он не носил парик и камзолы, не состоял на службе в церкви или при дворе, светские манеры и социальная иерархия были для него пустым звуком.
✔️️ Бетховен — «наше всё» в мировом масштабе. Его симфонии — основа репертуара любого симфонического оркестра, пианистическое образование совершенно невозможно без его 32-х сонат. Нет такого человека, который не слыхал бы о его Лунной сонате, и нет такого ученика музыкальной школы, который хотя бы не попробовал поковырять на пианино начальные такты «К Элизе».
Бетховенский мотив судьбы — главный музыкальный мем последних двух столетий.
✔️️ Бетховен открыл эру грандиозного в музыке. Он любил монументальный стиль и тяготел к большим масштабам. Его Девятая симфония в два раза длиннее, чем любая из симфоний Моцарта. Он использовал супер грандиозные финальные кульминации и увеличил состав оркестра.
Но все же он не так грандиозен, каким мы слышим его сегодня. Со второй половины 19 века появилась тенденция исполнять Бетховена в усиленном варианте — огромными составами современных оркестров. Так что, если разделить то, что мы слышим сегодня в записях и в концертных залах, как минимум, на два, то мы получим представление о настоящем Бетховене. В интернете можно найти аутентичные исполнения его музыки.
✔️️ Бетховен — немец по национальности. Он родом из Бонна, но последние 35 лет — большую часть жизни прожил в Вене. Частица «ван» говорит о его нидерландских корнях, но не означает дворянского происхождения.
✔️️ Он вырос в неблагополучной семье. Его отец был музыкантом средней руки и потомственным алкоголиком. Бетховен начал работать с 12-ти лет, чтобы помочь матери вытянуть семью, а с 17 лет был единственным кормильцем. Он работал помощником органиста, играл в оркестре местного театра и давал уроки игры на фортепиано детям местных аристократов. У него практически не было детства.
✔️️ Бетховен закончил лишь пару классов церковной школы, писал с ошибками и не знал таблицы умножения. Сохранились черновики с подсчётами гонораров, в которых Бетховен вместо умножения 250 флоринов на 22, повторял эту сумму 22 раза в многоэтажном столбике и потом складывал цифры.
В 18 лет он записался на философский факультет только что открывшегося Боннского университета, но вряд ли посетил хоть одну лекцию. Зато он много читал, и круг его общения был всегда очень интеллектуальным.
✔️️Личность и талант Бетховена с самого детства был таким ярким, что очень многие люди помогали ему безвозмездно. Когда юный Бетховен приехал из Бонна в Вену, чтобы учиться композиции и делать карьеру, ему всячески помогал Гайдн — самый знаменитый в то время венский композитор. Он оплачивал его счета, давал уроки композиции и оказывал ему протекцию в аристократических салонах Вены. Позже Бетховен жил на средства нескольких меценатов, которые платитли ему пожизненную пенсию.
✔️️ Бетховен был замечательным пианистом-импровизатором. Он обладал совершенно новой манерой игры: пламенной, мощной, оригинальной и шокирующей. Это сделало его очень модной фигурой в венских салонах и принесло ему широкую известность.
✔️️Бетховен был маленького роста (162 см), коренастым, с грубыми чертами и лицом, изрытым ямками от перенесённой оспы. У него был очень смуглый цвет кожи и чёрные, как смоль, вьющиеся волосы, за что в детстве его дразнили «испанцем», и на основании чего теперь в интернете гуляют бредовые слухи о его африканском происхождении.
✔️️ Бетховен славился своей резкостью, вспыльчивостью и независимостью. Он швырял ноты на пол или рвал их на части, если ученица плохо играла пассаж, мог в припадке раздражения обозвать свиньёй высокопоставленного собеседника, с грохотом захлопывал крышку рояля и выбегал из комнаты, если кто-то перешёптывался во время его игры.
Все квартирные хозяйки Бетховена в Вене вспоминали о нём с ужасом даже после его смерти, потому что он был груб, мог громко играть на рояле посреди ночи, бил посуду и моментально превращал квартиру в беспорядочную свалку бумаг и вещей.
Он был республиканцем и отчаянно вслух ругал правительство, несмотря на то, что жил во времена строжайшей политической цензуры.
✔️️Бетховен пользовался популярностью у женщин благодаря ярко выраженной мужественности характера и неотразимому таланту. Но никто не задерживался рядом с ним надолго вследствии его ужасного характера и невыносимых привычек.
Сам Бетховен одной стороной (бюргерсокой) тяготел к браку, а другой сознавал ветренность своей натуры (он не мог жить без постоянной влюблённости в одну или сразу нескольких женщин) и то, что брак станет помехой его творчеству. Он прожил всю жизнь (57 лет) холостяком.
✔️️Он не обладал даром «лёгкого пера». Вся его музыка — результат мучительного процесса отбора и бесконечных переделок. Его единственная опера «Фиделио» много лет подвергалась переработкам и улучшениям. В стремлении к совершенству он написал к ней одну за другой четыре увертюры, а одну из арий переписывал восемнадцать раз. Его нотные черновики трудно читаемы из-за огромного количества зачёркиваний.
✔️️ Сила музыки Бетховена — не только в красоте и техническом совершенстве его сочинений. Он вложил в неё этический заряд исключительной силы. В его музыке виден великий человек, максималист, который не знал мелочности, меркантильности, был совершенно свободен, открыт миру и полон любви к людям.
О глухоте Бетховена и его медицинских диагнозах есть отдельный пост в Кульшпаргалке.
Миф о романтической истории Лунной сонаты Культшпаргалка развенчивает здесь.
И ещё о Лунной сонате — здесь.
Послушать шесть самых известных мелодий Бетховена можно в этой Культшпаргалке.