✔️ Джоаккино Россини — гений комической оперы и самый успешный композитор за всю историю итальянской музыки. Его «Севильский цирюльник» в начале 19 века с бешенным успехом шёл на всех европейских сценах, и принёс 24-х летнему автору пожизненный титул мировой знаменитости.
✔️ Музыка Россини — звуковое наслаждение в чистом виде. В его операх нет серьезных чувств, глубоких мыслей, актуальных идей современности. Но ни один человек не мог устоять перед обаянием его музыки. Даже Вагнер, который ненавидел итальянскую оперу в принципе, снимал перед Россини шляпу. Суровый Бетховен восхищался его комическим даром, Пушкин называл его «упоительным», а его музыку «райской», а Мендельсон не сомневался, что Россини — гений.
✔️ Россини получил очень хорошее музыкальное образование (он закончил консерваторию по классу виолончели и был блестящим пианистом). Его яркие музыкальные способности позволили ему начать активную композиторскую карьеру в семнадцать лет, а к двадцати стать самым популярным композитором Италии.
✔️ Он обладал даром легкого пера и писал музыку в феноменально короткие сроки. Он мог сочинить арию за полчаса, а своего «Севильского цирюльника» написал за пару недель (это 600 крупномасштабных партитурных листов ). В год он писал в среднем по три оперы, всегда в авральном режиме.
✔️ Россини закончил свою оперную карьеру в 37 лет, на пике своего мастерства. На вопрос «почему» он обычно отшучивался или говорил, что устал и ему надоел тот аврал, в котором он провёл всю свою молодость.
После этого он прожил почти сорок, но своего решения не изменил и не написал ни одной оперы. Иногда он сочинял музыку для фортепиано или хора.
✔️ К сорока годам Россини был уже очень больным человеком. Он страдал ожирением и целым букетом разнообразных хронических заболеваний, на его голове не было ни одного волоска, а во рту — ни одного зуба. Он носил зубные протезы и имел целую коллекцию париков. Несмотря на свой весёлый нрав, он часто впадал в болезненные депрессии.
✔️ Россини был самым высокооплачиваемым композитором в Европе. Его наперебой приглашали к себе императорские и королевские дворы разных стран, включая Россию. Он получал пожизненную пенсию от правительства Франции. Самые большие деньги он заработал во время полугодового визита в Англию. Он удачно вложил их в ценные бумаги и это стало основой его состояния, которое на момент смерти составляло около 1,5 миллионов долларов в переводе на сегодняшние деньги.
✔️ Свою жизнь Россини после 34-х лет провёл между Италией и Францией. В Италии он жил уединённо, а в Париже держал блестящий салон, в котором бывала вся культурная (и не только культурная) элита Парижа, в том числе Лист, Бальзак, Шопен и Дюма-отец.
✔️ Россини имел славу тонкого гастронома и гурмана. Он собирал изысканные рецепты, сочинял их сам и считал хорошую еду одним из трёх величайших удовольствий на свете, помимо музыки и любви. В музыке его богом был Моцарт, в еде — чёрные трюфели.
На эту тему существует огромное количество всяческих спекуляций, ресторанный бизнес сделал из его имени мощное средство пиара. Россини приписываются десятки разнообразных рецептов. Например, этот: «турнедо Россини».
На самом деле свои рецепты он не записывал и никакой кулинарной книги никогда не публиковал. Зато ему принадлежит идея описать средствами музыки вкус любимых блюд: он написал фортепианный цикл «Закуски», где есть пьесы «Анчоусы», «Горошек», «Редиска» и «Корнишоны».
✔️ Россини был женат дважды: первый раз на знаменитой певице Изабелле Кольбран, которая рано потеряла голос, и глушила свою беду вином и азартными играми.
Второй раз он вступил в брак после её смерти. Его женой стала знаменитая парижская куртизанка Олимпия Пелисье, в постели которой перебывали многие из приятелей Россини по светским салонам. (Поучительная история их брака — в этой культшпаргалке).
Детей у Россини не было.
✔️ Россини был известным шутником и мастером остроумных словесных экспромтов. Не всегда его юмор был достаточно изыскан. Например, он любил шокировать своих гостей картиной выпадающей изо рта в тарелку вставной челюсти. Но многие его шутки были так удачны, что вошли в историю.
Когда его фанаты задумали поставить ему памятник на родине, в Италии, он поинтересовался, во что обойдётся эта затея, ужаснулся и сказал: «Лучше дайте мне эти деньги, а я сам постою на пьедестале, сколько надо!»
Даже список его сочинений, в котором есть, к примеру, «Астматический этюд» и «Гигиеническая прелюдия» нельзя читать без улыбки.
✔️ Россини был очень полным, улыбчивым и общительным человеком. Дамы считали его наружность очень приятной. Он был прагматиком с несколько циничными взглядами на жизнь. Свой образ любимца женщин, лентяя и баловня судьбы он сформировал сам в многочисленных остроумных высказываниях и воспоминаниях, которые нельзя воспринимать буквально. Это витрина, миф, за которым скрыта довольно сложная и склонная к депрессиям натура.
✔️ Оперы Россини — это сочетание высочайшего профессионализма и лекости. Он обладал даром придумывать врезающиеся в память мелодии и придавать им блеск с помощью роскошного вокального стиля (бельканто, энергичных ритмов, быстрых темпов и нарядной оркестровки.
✔️ Музыку Россини по характеру воздействия на людей часто сравнивали с наркотиком или шампанским. После Россини жизнь кажется прекрасной, проблемы — мелкими, а перспективы — бесконечно прекрасными.
✔️ Он умер в возрасте 76 лет от последствий онкологической операции и похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез. Позже его прах был помещён в гробницу флорентийской базилики Санта-Кроче, где он покоится по соседству с Микеланджело и Галилеем.
Его состояние по завещанию было использовано на поддержку итальянского и французского искусства.
Четыре главных хита Россини с короткими комментариями можно послушать в этой культшпаргалке.