1. Большинство людей считают, что у Шаляпина был могучий, очень низкий, стенобитный бас. Но это не так. У него был высокий бас («бас кантанте»). Главным его достоинством был особый — мягкий, бархатный, глубокий тембр и то, что вокалисты называют «полётностью» — способностью голоса распространяться в пространстве без особого форсирования звука.
Голос Шаляпина был не результатом специальной «постановки», а природным даром. Он звучал абсолютно естественно. Поэтому так хорошо у него получались простые русские песни.
Например, вот эта — «Ах ты, Ванька». ТАК русских песен уже никто не поёт.
2. Шаляпин оставил яркий след в искусстве не столько своим пением, сколько принципиально новым подходом к опере. Он придавал огромное значение драматической игре в опере, учился у театральных актёров и всегда делал глубокий психологический анализ каждой своей роли.
Шаляпин тщательно и с большой изобретательностью гримировался, так что уже само его появление на сцене производило сильное впечатление на публику. Его облик в роли Мефистофеля приводил публику в трепет.
Поэтому многочисленные записи Шаляпина не могут дать нам полного представления о его исполнительском искусстве не только в силу их технического несовершенства, но и просто потому, что мы его не видим.
3. Шаляпина нельзя назвать образованным человеком. Он был дважды отчислен из школы (за плохое поведение), закончил только начальные классы и уже с 13 лет стал работать. Но он обладал способностью моментально поглощать знания из самой жизни, учиться у всех, с кем его сталкивала судьба.
Он был на редкость умным и проницательным человеком, это видно в его мемуарах, где множество очень тонких наблюдений над жизнью и глубоких мыслей.
4. Впечатление, которое производил Шаляпин в своих лучших ролях (Мефистофель, Борис Годунов, Сусанин) было ошеломляющим. Критика писала о его гипнотическом воздействии на публику.
Ни о ком не писали в таких выражениях, как о Шаляпине. Главный русский музыкальный критик Владимир Стасов, услышав его впервые в театре, был совершенно потрясён, и закончил свою рецензию словами:
«Боже, какой великий талант!»
Шаляпину тогда было всего лишь 25 лет.
5. Шаляпин был первым русским музыкантом, получившим триумфальное признание на Западе. Его зарубежный дебют состоялся в Ла Скала в роли Мефистофеля (в опере Бойто). Успех был колоссальным, и с тех пор он стал эталоном русского баса и создал репутацию России как родины басов.
Он вообще стал воплощением всего русского, поскольку основу его репертуара составляли русские оперы, а программы концертов состояли в основном из народных песен и романсов русских композиторов.
6. Шаляпин прошёл все самые тяжёлые жизненные университеты. Он поднялся к своей славе с самых низов: голодал, мёрз, бывал бит, тяжело трудился с самого детства, скитался, только к восемнадцати годам избавился от вшей. Его фраза в воспоминаниях «мой отец спился, а мать умерла от голода» дает представление о его семье. Он видел жизнь во всей полноте — с самой нижней точки обзора, и этот опыт давал ему глубину выражения в творчестве.
7. Ребёнком Шаляпин выиграл в лотерею старый клавесин. Отец не разрешил ему «портить вещь», и клавесин стоял закрытым на ключ. Шаляпину позволялось спать на нём в те дни, когда он болел (на полу, где он спал обычно, было холодно).
8. Шаляпин был человеком очень высокого роста — под два метра и очень худым в молодости. Он был большим франтом, шутником, компанейским человеком и любил быть в центре внимания. Борис Кустодиев запечатлел размах его широкой русской натуры в известном портрете с любимым бульдожкой.
9. У Шаляпина было два брака. В первый раз он женился в 25 лет на итальянской танцовщице Иоле Торнаги.
Позже на этот брак наложились отношения с поклонницей Шаляпина Марией Петцольд, которая тоже стала матерью его детей.
В итоге она стала его гражданской женой на фоне законного брака. Только в эмиграции, уже в 20-е годы Шаляпин развёлся с Иолой и оформил брак с Марией.
10. В пору расцвета его славы Шаляпин лично общался с главными особами русской царской фамилии, а также со всеми революционными вождями: Лениным, Дзержинским, Троцким, Сталиным. Самое благоприятное впечатление на него произвёл Ленин: он был приветлив, понял Шаляпина с полуслова и быстро решил вопрос, по которому Шаляпин к нему обратился.
11. В возрасте сорока восьми лет Шаляпин уехал из России навсегда со всей семьёй, включая детей от первого брака. В России остались его первая жена и старшая дочь Ирина. Его карьера на Западе сложилась вполне успешно. На неоднократные призывы Горького вернуться на Родину он отвечал отказом.
12. Шаляпин был «солистом Его Императорского Величества», а после революции стал первым в истории Народным артистом Российской республики. Это, правда, не избавило его от обысков и экспроприации. Спустя пять лет после того, как он уехал на Запад (в 1927), это звание было аннулировано. А потом (в 1991) восстановлено посмертно.
13. Шаляпин был отцом девяти детей от двух браков. Некоторые унаследовали художественную одарённость отца. Его сын Борис стал известным художником, Фёдор и Марина снимались в кино, Лидия стала эстрадной певицей, Дасия — искусствоведом.
14. Шаляпин умер от лейкоза в 65 лет и похоронен в Париже. Но в 1984 году его прах с согласия родственников был перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Но надгробный памятник с надписью «Фёдор Иванович Шаляпин» на парижском кладбище Батиньоль остался.
15. На алле славы в Голливуде есть звезда Фёдора Шаляпина: он один из пяти русских, удостоенных такого признания.