✔ Модест Петрович Мусоргский – главный авангардист русской музыки. Почти всё, что он написал, шло в разрез с правилами и традициями. Его мало волновала эстетическая сторона музыки. Он хотел от искусства не красивого, а правдивого.

Если гипотетически сложить Достоевского, Чернышевского, Сурикова, Репина и крестьянский бытовой фольклор, то получим портрет музыки Мусоргского.

Сцена из "Хованщины" в постановке Мариинского театра
Сцена из “Хованщины” в постановке Мариинского театра

✔ Никто так активно не продвигал русскую идею в музыке, как Мусоргский. Он был убеждённым славянофилом и верил, что обновление и очищение мировой цивилизации придёт из России. На Западе его музыка воспринимается как подлинная русская экзотика.

✔ Модест – означает “честный”. В дружеском кругу Мусоргского называли Модинькой или Мусорянином.

✔ При жизни и долгое время после смерти Мусоргский имел устойчивую репутацию музыкального невежи, ничего не понимавшего ни в гармонии, ни в оркестровке. Он считал музыкальное композиторское образование чистой схоластикой и делал ставку на вдохновение, талант и идею.

После его смерти все его произведения были переписаны и исправлены в соответствии с правилами композиции (эту работу проделал Римский-Корсаков).

В 20 веке все эти редакции были отменены, и теперь Мусоргский исполняется в подлинниках. Его “ошибки” сегодня воспринимаются как свойство авторского стиля.

✔ Все русские композиторы того времени активно критиковали Мусоргского за музыкальную безграмотность и пренебрежение к законам музыкальной красоты. Танеев называл его музыку «отвратительной и беспомощной гадостью». Глазунов высказывался как об очень слабом композиторе. Балакирев называл его идиотом. Особенно резко высказывался в его адрес Чайковский: “Мусоргскую музыку я от души посылаю к чёрту! Это самая пошлая и подлая пародия на музыку”.

✔ Мусоргский был совершенно одинок во всех смыслах. Его яркий талант не был оценён в кругу друзей-музыкантов (Мусоргский был членом кружка питерских музыкантов-дилетантов во главе с Балакиревым – так называемой “Могучей кучки”), не имел семьи, дома. Ничего не известно о его личной жизни. Единственной его страстью было творчество.

✔ Он был профессиональным военным и служил некоторое время в Преображенском полку.

Оттуда берет начало его стойкая привычка к алкоголю, которая перешла в итоге в зависимость и послужила причиной ранней смерти.

✔ Мусоргский был потомком старинного дворянского рода, имел прекрасное образование, утончённые манеры, умел модно и стильно одеваться, свободно говорил на немецком и французском, виртуозно играл на фортепиано и очень выразительно пел баритоном.

В последние годы он обнищал, много болел и резко изменился.

✔ Все, кто его знал, отмечали некрасивые черты его лица, раздражающее позёрство и склонность к витиеватым формулировкам. При этом его очень любили (особенно женщины и дети) за очень мягкий весёлый характер, доброту, умение прощать и абсолютную человеческую порядочность.

✔ Свою долю наследства Мусоргский отдал младшему брату, всю жизнь перебивался случайными заработками и в конце жизни впал в нищету.

После очередного приступа белой горячки друзья устроили его в Николаевский военный госпиталь под чужим именем. У него не было даже пары чистого белья, и жена его друга Цезаря Кюи срочно сшила ему халат из старого пальто мужа и отдала его же вышитую рубашку.

В этом больничном наряде он запечатлён на портрете Репина (они были приятелями), который был сделан за пару дней до смерти композитора.

Причиной смерти стала бутылка конька, которой Мусоргский отметил свои именины. Ему исполнилось 42 года.

Четыре самых популярных фрагмента из Мусоргского – здесь.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here