Самая большая проблема в том, что о Вагнере не расскажешь в двух словах!
✔️️ Рихард Вагнер — это совершенно особое явление в истории музыки. Он был самой влиятельной фигурой в искусстве XIX века. Вся музыка, во всяком случае, опера, делится на «до» и «после» Вагнера.
Нет ни одного другого композитора, о котором столько писали и говорили бы, как о Вагнере. До сих пор он остается в центре внимания и споров.
✔️️ Вагнер — человек глобальных идей и целей. Он мыслил в категориях преобразования мира посредством музыки. Главные позиции Вагнера:
— мир катится к гибели, потому что у людей ложные ценности: деньги и власть;
— главная ценность — любовь;
— музыка превращена в развлечение, тогда как её истинное призвание — делать людей лучше и духовнее, внушать им благородные идеи, показывать, где зло, а где добро.
✔️️ Вагнер был трудным подростком. Его отчислили из гимназии за неуспеваемость и плохое поведение. Он учил только те предметы, которые его интересовали — литературу и греческий язык (зато знал их блестяще) и бунтовал против школьной дисциплины. Два года в университете он провёл в режиме непрерывных студенческих пирушек, после чего бросил учёбу.
✔️️ Музыке он начал серьёзно учиться только в 18 лет. Для того, чтобы освоить в совершенстве все музыкальные науки, ему понадобилось всего лишь два года систематических занятий у частного педагога. На фортепиано он играл на любительском уровне.
✔️️ Вагнер был примером личности с невероятно раздутым эго. Он никогда не сомневался в том, что он величайший из композиторов, когда либо живших на свете (исключение делалось только для Бетховена).
В любом обществе он мгновенно перетягивал всё внимание на себя. Он был великолепным оратором, обладал незаурядным умом, бурной фантазией и редкостной человеческой харизмой. Его влияние на людей было магнетическим. Он создал вокруг своей личности культ, и люди охотно признавали за ним статус «высшего существа» после первого же знакомства. Вагнер был с этим согласен, и использовал всех своих поклонников в личных и творческих целях.
✔️️ Он был болезненный человек небольшого роста (166 см) и не сказать, чтобы приятной наружности. На всех прижизненных карикатурах он изображался в образе властного карлика.
✔️️Вагнер всю жизнь прожил на деньги взятые в долг или пожертвования фанатов. Его заработков никогда не хватало, чтобы обеспечить вложения в постановки его опер и личные причуды. Фразой «кто кому обязан — гений миру или мир гению?» он снимал с себя все кредитные обязательства и никогда принципиально не возвращал долгов.
Судебные органы не разделяли его принципов, и ему не один раз приходилось бежать от преследований полиции по обвинению в неуплате кредитов.
✔️️В возрасте 50-ти лет Вагнер стал фаворитом короля Баварии Людвига II, который был фанатично предан гению, и предоставил в распоряжние своего кумира отдельный дворец, Мюнхенский театр, казну и своё личное покровительство.
✔️️ Вагнер боготворил любовь, и считал, что творец может раскрыть свой гений миру только тогда, когда он преданно любим женщиной. Его жизнь — вереница больших и маленьких романов, чаще всего скандальных. (О самой большой любви Вагнера — в этой Кульшпаргалке)
Первый раз он женился в 22 года. Этот брак длился 30 лет и был бездетным. Овдовев, он женился второй раз на дочери Ференца Листа Козиме. Ему было 57, ей на 24 года меньше.
Их трое детей родились задолго до этого бракосочетания, во время брака Козимы с другим мужчиной. Другом Вагнера.
Об их совершенно удивительном романе в Культшпаргалке рассказано здесь.
✔️️Указывая род своей деятельности, во всех анкетах и биографиях Вагнер писал первой строчкой не «композитор», а «философ». Все свои идеи по преобразованию искусства и мира он излагал в статьях и книгах, которые оказывали сильное влияние на умы современников, потому что был блестящим литератором и полемистом.
Любимым философом Вагнера был Шопенгауэр.
✔️️Вагнер был главной фигурой в жизни Фридриха Ницше. Музыка Вагнера потрясла Ницше ещё в юности (Ницше тоже занимался композицией), а после первого личного знакомства он попал под его влияние на многие годы. Его философские труды развивают идеи Вагнера. Их отношения закончились разрывом по инициативе Ницше, который осознал, что полностью растворился в гении.
✔️️ Вагнер — автор самого грандиозного произведения в истории музыки — четырёхсерийной оперы (тетралогии) «Кольцо нибелунгов». Зритель должен провести в театре последовательно четыре вечера, чтобы дослушать её до конца. В общей сложности — это более 15 часов музыки.
✔️️Вагнер воплотил в жизнь свою главную, совершенно фантастическую мечту: построить специально оборудованный грандиозный театр для исполнения только одного произведения — тетралогии «Кольцо нибелунгов». Ему удалось перевести эту идею в ранг общенародного проекта, в который включилась не только Германия, но и другие страны. Театр был построен на пожертвования вагнеровских фанатов в Европе и США. Он существет до сих пор как Вагнеровский храм искусства, и привлекает вагнеристов со всех концов мира.
Об этом театре Культшпаргалка рассказывала здесь и здесь.
✔️️ Вагнер испытал очень сильное влияние личности русского анархиста Михаила Бакунина. Его восхищал масштаб революционно-нигилистических теорий и поступков Бакунина, который впоследствии вополотился в главном герое вагнеровского творчества — сверхчеловеке Зигфриде.
✔️️Вагнер был политическим преступником — он участвовал вместе с Бакуниным в Дрезденской революции 1848 года. Ему удалось бежать в Швейцарию, где он провёл 13 лет в изгнании.
✔️️ Всех своих детей и собак Вагнер называл именами персонажей из своих опер.
✔️️ Музыка Вагнера требует от слушателя концентрации и погружения. Его лучшие оперы (которые он называл музыкальными драмами) очень длинны, в них нет арий, хоров, мелодий, которые можно было бы напеть, темп сценического действия очень медленный. Это экзистенциальные драмы с тонким психологизмом, невероятным рахмахом эмоций и непрерывным развитием магнетической музыки.
Тому, кто не сумел всем этим проникнуться, они кажутся скучными, пафосными и затянутыми, как, например, Чайковскому.
✔️️Вагнер писал свои оперы на сюжеты легенд и мифов, потому что считал их идеи надвременными и универсальными.
Он был первый, кто вообще открыл миф для искусства. Весь корпус современной литературы и кинематографа по скандинавским и северонемецким мифам (от «Властелина колец» Толкина» до голливудских фильмов и сериалов) — обязан своим рождением Вагнеру.
✔️️ Вагнер сильно повлиял не только на мировую музыку, но и на литературу. Его фанатами были Бернард Шоу, Генрик Ибсен, Томас Манн, Шарль Бодлер, все наши русские философы Серебрянного века и поэты-символисты с Александром Блоком во главе.
✔️️Один из вагнеристов — Адольф Гитлер, сумел так воплотить свой музыкальный фанатизм в реальности, что теперь на Вагнера легла вина за все преступления Второй мирой войны. По этой причине его оперы почти 20 лет после войны не ставились на наших сценах. А в Израиле до сих пор он неофициально запрещён в любом виде.
О главных хитах Вагнера — в этой культшпаргалке.
Ещё на эту тему: