✔️️ Антонио Вивальди — первый итальянский музыкант эпохи барокко, которому удалось завоевать всеевропейскую известность и славу. Он стал образцом итальянского стиля в музыке — яркого, темпераментного и мелодичного, и настоящей музыкальной достопримечательностью Венеции, где он жил (его имя, как лучшего скрипача, было указано в путеводителях по городу для приезжих ).
✔️️ Как и все музыканты эпохи барокко, Вивальди был мультиспециалистом:
- Он прославился как необыкновенно виртуозный скрипач. Как написал о нём один немецкий музыкант, «ничего подобного никогда раньше не было, и никогда больше не будет».
- Вивальди был прекрасным капельмейстером. Он руководил хором и оркестром в монастырском приюте (тогда это называлось консерваторией) для девочек, и уровень исполнения был такой, что в Венецию специально приезжали послушать этот хор.
- Он был очень успешным композитором, и написал немыслимое количество музыки во всех жанрах. Одних концертов для разных инструментов с оркестром — более 500, около 50-ти опер, множество хоровых сочинений. Вивальди сочинял необыкновенно быстро. Он говорил, что может написать концерт быстрее, чем его потом скопирует переписчик.
✔️️ Он был священником, но, скорее, номинально. Он носил сутану, не расставался с молитвенником и не был женат, но никогда не участвовал в обрядах и вёл не слишком богоугодный образ жизни. Духовный сан в те времена расширял для музыканта список вакансий. Благодаря ему Вивальди получил пост капельмейстера в монастырском приюте для девочек, с чего и началась его слава.
✔️️ Вивальди был рыжим, и поэтому его звали в Венеции «Il Prete Rosso» — «рыжий аббат». Это почти всё, что известно о его внешности.
✔️️ Этот известный портрет, который можно видеть на всех дисках с музыкой Вивальди и вообще везде, к Вивальди не имеет никакого отношения. Хотя всем хотелось бы, наверное, чтобы любимый композитор выглядел так же симпатично, как и его музыка)
На самом деле он был болезненным человеком с впалой грудью (у него была хроническая астма). Единственное атрибутированное изображение композитора — вот эта карикатура Пьера Гецци:
Вот этому портрету тоже можно доверять. Здесь Вивальди в молодые годы:
✔️️ Судя по воспоминаниям людей, которые общались с Вивальди, и по фактам его биографии, Вивальди был человеком холерического склада, быстрым, хитрым, умным, умеющим любую ситуацию поворачивать в свою пользу. Он легко нарушал традиции, знал, как соответствовать музыкальной моде, умел заводить полезные знакомства и связи и продвигать свои произведения.
✔️️ Несмотря на свой священнический сан, он не задумываясь грешил против истины, если того требовала ситуация. В многочисленных трениях с церковным начальством он обычно ссылался на своё слабое здоровье: мессу не служу, потому что мешают приступы астмы, занятия в монастырском приюте пропускаю — потому что вообще уже на ногах не стою, и перемещаюсь исключительно в гондоле. Сожительствую с двумя юными особами, потому что — кто же подаст стакан воды беспомощному инвалиду?
При этом он постоянно и довольно бодро перемещался по разным городам Италии и не только Италии в целях продвижения своего искусства и для того, чтобы лично контролировать постановки своих опер.
✔️️ Вивальди пережил не только триумф своей карьеры, но и её спад. Музыкальная мода в Венеции менялась быстро, и уже после 50-ти он был отодвинут на второй план другими модными фигурами. Спустя 10 лет после его смерти никто в Венеции о нём уже никто не вспоминал.
✔️️ Вивальди не нажил себе состояния на своей славе. В возрасте 60 лет ему пришлось продать за копейки все свои рукописи, чтобы собрать денег на переезд в Вену, где он собирался провести старость под крылом императора Австрии Карла VI — его давнишнего фаната. Этот проект провалился, потому что Карл скончался. Вивальди умер в нищете в 63 года. Место его захоронения в Вене неизвестно.
✔️️ Вивальди был забыт на 200 лет. До начала XX века имя Вивальди даже не упоминалось в музыкальных словарях, а если и упоминалось, то о нём писали, как о поверхностном, пустом и незначительном композиторе. Его музыка была возрождена усилиями отдельных личностей, конечно же, итальянцев:
- итальянский музыковед Альберто Джентили долго искал и нашёл собрание рукописей Вивальди в одном из итальянских монастырей и в частном архиве в 20-е годы XX века
- два состоятельных итальянца выкупили эти рукописи и подарили их библиотеке Турина
- итальянский композитор Альфредо Казелла организовал большой фестиваль музыки Вивальди в 1937 году.
Но подлинный бум Вивальди начался только после Второй мировой войны. Он достиг своего пика в 70-е годы XX века благодаря его концертам «Времена года», записи которых стали расходиться огромными тиражами.
✔️️ Вивальди не был великим мыслителем, как Бах, но он обладал гением коммуникативности. Он нашёл способ нравиться всем и быть понятным каждому. Его музыка очень дружелюбна, она никогда не утомляет, но при этом цепляет яркими эмоциями и радует мелодической красотой. Кстати, и Бах был примерно такого же мнения, он научился у Вивальди искусству писать концерты.
Главные хиты Вивальди — в этой Культшпаргалке.