Это продолжение темы о детях и внуках Рахманинова.
В 1917 году после того, как его семейное имение в Ивановке Тамбовской губернии было разграблено, Рахманинов пересёк границу Российской империи с семьёй, двумя чемоданами и пятью сотнями рублей в кармане. Первое время он жил в долг. Но спустя несколько лет напряжённого, каторжного труда он добился статуса первого пианиста мира, и заработки его постоянного росли. В итоге он стал самым богатым русским эмигрантом на Западе.
Когда в 1943 году он умер, а спустя восемь лет умерла его жена Наталья, их дочери вступили в права наследства.
Отец оставил им:
- высокий статус своей фамилии
- счета в банках
- виллу в Швейцарии на берегу Фирвальдштетского озера. Её название — Сенар — образовано первыми слогами имён его владельцев (СЕргей, НАталья, Рахманиновы). Стоимость виллы оценивалась несколько лет назад в 18 миллионов швейцарских франков (по сегодняшнему курсу это чуть больше миллиарда рублей).
- права на авторские отчисления от издания, записи и исполнения сочинений Рахманинова (только 50%, потому что другую половину получают издательства, которые впервые опубликовали эти сочинения)
- архивы, в том числе, рукописи сочинений, и личные вещи, которые с каждым годом растут в цене. Четыре года назад автограф Второй симфонии Рахманинова был выставлен на аукционе «Сотбис» за 2,5 миллиона долларов.
Вилла Сенар
Эта вилла была построена Рахманиновым в надежде иметь за границей место, которое можно было бы назвать домом, и где можно было бы отдохнуть душой в кругу близких людей (родственников и друзей) от выматывающих гастролей. Семь лет до начала Второй мировой войны это место было летней резиденцией семьи Рахманинова.
После смерти Рахманинова и его жены, имение было передано по завещанию их дочерям в равных частях. Татьяна выкупила свою часть у Ирины, и там обосновалась её семья, позже — семья её сына Александра.
В Сенаре всё осталось таким же, как и при жизни композитора. Там стоит его рояль, мебель, вещи, хранится большой архив. И всё это имеет не только огромную мемориальную, но и финансовую ценность.
Внук Рахманинова Александр Борисович Конюс, который взял себе фамилию деда, до самой своей смерти в 2013 году жил в Сенаре и был хранителем этого богатства.
С момента вступления Александра Борисовича в права наследования, эта вилла превратилась в крепость, куда многочисленных поклонников Рахманинова не подпускают даже на расстояние выстрела. Они, бедные, вынуждены нанимать лодки, чтобы хоть краем глаза увидеть дом своего кумира.
Александр Борисович единственный из потомков Рахманинова говорил по-русски.
Кстати, всю жизнь он создавал себе репутацию единственного потомка Рахманинова, который понимает ценность его музыки. При этом он всячески отодвигал в сторону своих американских родственников и даже родных детей, утверждая, что никто из них Рахманиновым не интересуется и музыки его знать не хочет, что, мягко говоря, неправда.
После его смерти вилла перешла в собственность сразу нескольких наследников: вдовы Александра Борисовича и четырёх его детей.Все эти наследники решили продать имение со всем его содержимым и поделить доходы.
В этот момент Министерство культуры РФ выступило с инициативой приобрести Сенар, чтобы сделать там дом-музей Рахманинова. Президент дал добро, но с родственниками не удалось договориться, хотя в России уже нашёлся инвестор, готовый оплатить это приобретение (почти 700 миллионов рублей). Переговоры затянулись, грянули санкции, и этот вопрос до сих пор находится в подвешенном состоянии.
Сейчас там никто не живёт, вилла иногда открывается для посетителей, поскольку это, фактически, готовый музей Рахманинова.
Авторские права: как увеличить отчисления?
Отчисления от исполнения произведений Рахманинова — грандиозная дойная корова, которую оставил своим потомкам великий композитор. Суммы этих отчислений прямо пропорциональны популярности исполняемой музыки, а Рахманинов, всем известно — один их самых любимых и исполняемых композиторов 20 века. По словам одного из праправнуков Рахманинова, за 30 лет семья получила примерно 50 млн долларов авторских отчислений.
Этой темой активно занимался последний внук Рахманинова, тот самый, который жил в «Сенаре». Его бурная деятельность по организации Рахманиновского фонда, нотного издательства и выпуску CD только на первый взгляд выглядит, как исключительно благородное желание делать музыку любимого дедушки ещё ближе публике.
На второй взгляд становятся заметны странные манипуляции с произведениями Рахманинова. Например, идея переделать его симфонии в фортепианные концерты. Вопрос «зачем?» имеет только один ответ: чтобы ввести в оборот ещё один ручеек авторских отчислений.
Эта идея, кстати, была осуществлена в 2009 году. Теперь отчисления от имени покойного Рахманинова получает не только родня композитора, но и команда сообразительных реализаторов этого проекта: автор этой аранжировки (не будем называть его имени), Денис Мацуев с Владимиром Спиваковым (как исполнители) и звукозаписывающая студия, которая выпустила диск с этим как бы «Пятым концертом Рахманинова» (концертов у Рахманинова всего четыре, и это такой пиар ход с сенсационным оттенком, на который хорошо ведётся публика).
Вторая его идея заключалась в том, чтобы вырезать из рахманиновских сочинений все мелодичные фрагменты и слепить из них вокальные пьесы. В планах было привлечь к этой затее Анну Нетребко, но что-то не сложилось. А жаль. Это какие же потоки авторских потекли бы потомкам гения, при её-то популярности!
Александр Борисович вёл строгий учёт всех исполнений музыки своего деда, и активно воевал с неплательщиками — больше всего его возмущала Россия, которая любит Рахманинова совершенно бесплатно! Что, конечно, произвол и непорядок.
Авторское право на территории Европы действует в течение 70-ти лет после смерти автора, и его срок истёк в 2013 году. Александр Борисович Конюс-Рахманинов умер чуть раньше, в 2012. Но авторское право ещё действует на территории США .
У американских потомков Рахманинова ещё есть время выжать последние соки из наследия своего прапрадеда, пока оно не стало общественным достоянием. Один их праправнуков уже озвучивал некоторые идеи на этот счет: заново издать главные сочинения Рахманинова, но только их слегка переделать (как новый вариант сочинений), чтобы все ручьи отчислений, идущие прежним издателям, потекли в их сторону. Неизвестно, были ли восприняты эти планы всерьёз его родственниками.
В общем, когда музыка Рахманинова окончательно станет общей и бесплатной, великий русский композитор, наверное, обретёт на том свете, наконец, покой.
Если только министр культуры РФ Мединский не осуществит свою давнюю задумку по выкапыванию гроба Рахманинова из общей могилы с женой и транспортировке его через океан на родину.