Классические музыкальные традиции — это как дорогое вино. Его нельзя сделать по-быстрому. Тут нужно время, тщательный отбор, последовательность и строгие рецепты. Поскольку Америка — страна молодая, её музыкальная классика созрела только к началу 20 века.
Ей долго мешал комплекс музыкальной неполноценности (считалось, что вся настоящая музыка — в Европе) и презрение к собственному национальному фольклору. Никому не приходило в голову, что музыка негров, индейцев или то, что бренчали на банджо полуграмотные переселенцы, может иметь какую-то культурную ценность.
Кстати, именно европейские композиторы первые использовали в своих сочинениях американский фольклор. Это были чех Дворжак и француз Дебюсси.
Теперь уже в США есть свои классики, их довольно много, и эти три примера могут дать самое общее представление о том, что это такое — американская классическая музыка.
1. Джордж Гершвин.
Он стал главной звездой американской классической музыки. Именно он двинул американскую музыку на просторы мирового рынка.
Ему пришла в голову счастливая мысль соединить афроамериканскую музыку и европейские формы. То есть, к примеру — классическая опера, но с «чёрной» темой, фортепианный концерт, но на джазовых мотивах. Так он сочетал законным браком американское и европейское.
Вот его знаменитая Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс». Это ария для классического сопрано, но в то же время — негритянская песня. Недаром все звёзды джаза приспособили её к своему репертуару.
Но здесь авторский вариант. Харолин Блэквелл. За запись этой оперы она получила Грэмми.
2. Джон Кейдж.
Этот неуёмный человек выразил ещё одну идею американского сознания: страсть к эксперименту и изобретательству — то, что называется в искусстве авангардом. Чего только он не придумал и не воплотил в жизнь!
У меломана, воспитавшего свой вкус на Бетховене и Чайковском, язык не повернётся назвать музыку Кейджа классикой. И напрасно. Потому что на основе его музыкальных опытов очень много чего выросло в современной музыке.
Вот его пьеска для препарированного (это не юмор, а научный термин) фортепиано. После него вставлять болты в рояльные струны стало нормой — интересный звук получается.
Вторая соната (1946 год)
3. Леонард Бернстайн.
Бернстайн — человек-оркестр в том смысле, что его энергии хватило на то, чтобы преуспеть в разных сферах: он был популярнейшим просветителем, умеющим увлечь людей своей одержимостью классической музыкой, крупным дирижёром, а также композитором, писавшим типично американскую музыку — не отягощённую глубокими смыслами, зато очень живую и общительную.
Самое американское в его творчестве — это, конечно, мюзикл — то на чём выросли поколения американцев.
Все смотрели, а если не смотрели, так слышали, его «Ветсайдскую историю» (адаптированную к современности историю Ромео и Джульетты).
Вот зажигательный танец Мамбо из этого мюзикла в исполнении Густаво Дудамеля и Венесуэльского симфонического оркестра:
Но всё же, если по гамбургскому счёту, главная и самая настоящая классика американской музыки — это джаз. Просто джаз. И за это Америке большое спасибо!