Эдгар Дега. Певица с перчаткой.

Когда произносят это слово, обычно представляются какие-нибудь кудрявые сопрановые колоратуры на грани ультразвука или бесконечно льющаяся каватина Нормы. В общих чертах это так и есть. Но не только.

Это старая манера итальянского оперного пения, которая считается эталоном вокального искусства. Она была оперной нормой примерно 200 — 300 лет назад. И современники писали о том, что это было ангельское, божественное пение! Своей вершины бельканто достигло в начале 19 века. В это время три итальянских композитора вписали свои имена в его летопись золотыми буквами: Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини.

Как звучит бельканто?

Цель вокальной техники бельканто — сделать из человека совершенный, технически безупречный музыкальный инструмент, к которому прилагается душа, и научить певца виртуозно на нём играть.

Если от природы голос имеет красивый тембр — это огромный бонус, но главное в бельканто — это техника, а именно:

  • ровный тембр во всех регистрах (обычно у вокалистов есть зоны, в которых голос звучит лучше или хуже)
  • умение плавно и долго вести мелодическую линию (как будто ты чертишь узор, не отрывая пера от бумаги)
  • подвижность, как у флейты, умение петь любые колоратуры
  • чистота интонации (без постоянного вибрато — раскачивания голоса, прикрывающего вокальные огрехи, что характерно для современного вокала)
  • эмоциональная наполненность в рамках прекрасного — умение исключительно мельчайшими нюансами голоса (а не мимикой и актёрской игрой) передать суть образа
  • негромкий, деликатный и нежный тон (оркестры и залы были тогда небольшими, и нужды форсировать звук не было). Никто не вопил на верхних нотах во всю силу, это стало нормой в 19 веке.
  • умение долго и без видимых усилий вести мелодию на одном дыхании или держать последнюю ноту (искусно скрывать свою естественную потребность дышать).

И учителя вокала знали приёмы, как достичь таких стандартов, а публика именно за тем и ходила в оперу — чтобы послушать прекрасное пение.

Но потом приоритеты в опере сместились: чистую музыкальную красоту пения вытеснили романтические страсти (Верди) и желание композиторов внушить человечеству великие идеи через музыкальную декламацию (Вагнер).

Певцы стали петь громко, ярко, сильно, прорезая звучность большого оркестра, бывает, что с рыданием, шёпотом или безумным хохотом, если этого требует роль.

Анна Нетребко в роли Марии Стюарт (опера Верди)
Анна Нетребко в роли Марии Стюарт (опера Верди)

Всё это производило сильное эмоциональное впечатление на публику (Россини называл такое пение «бешеным»). Но тонкие материи старого вокала были утеряны.

Последний гвоздь в крышку гроба бельканто забил Верди в своих лучших операх.

Вот тогда и начались надгробные речи про то, как же раньше прекрасно (прекрасно — «bel» по-итальянски), божественно пели («canto»- петь), не то, что сейчас!

Так в середине 19 века появился этот ностальгический термин — «bel canto» или «бельканто» по-русски.

Вот пример бельканто 18 века ария из оперы «Полифем» барочного итальянского композитора и вокального педагога Николо Порпоры. Он учил самого Фаринелли — знаменитого итальянского кастрата (на кастратах в 17-18 веках держалось всё бельканто).

Это молитва юного Ациса Юпитеру о том, чтобы его полюбила Галатея.

Немецкое сопрано Симона Кермер

Позже техника бельканто была вытеснена другими стилями примерно лет на сто. Только с середины 20 века она начала возрождаться и вновь набирать обороты. Появились легендарные колоратурные сопрано. В вокальном сообществе сложилась прослойка барочных певцов, вместо сопранистов теперь поют контратеноры.

Но поскольку представления о бельканто у всех разные, то и результаты никто не может объективно оценить: бельканто это или его имитация?

Ещё на эту тему:

⭐Оперное блаженство

⭐Три чудесные арии Вивальди о любви

⭐Четыре знаменитые арии мести: пока блюдо ещё горячо

⭐Четыре знаменитые прощальные русские арии

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here