Когда произносят это слово, обычно представляются какие-нибудь кудрявые сопрановые колоратуры на грани ультразвука или бесконечно льющаяся каватина Нормы. В общих чертах это так и есть. Но не только.
Это старая манера итальянского оперного пения, которая считается эталоном вокального искусства. Она была оперной нормой примерно 200 — 300 лет назад. И современники писали о том, что это было ангельское, божественное пение! Своей вершины бельканто достигло в начале 19 века. В это время три итальянских композитора вписали свои имена в его летопись золотыми буквами: Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини.
Как звучит бельканто?
Цель вокальной техники бельканто — сделать из человека совершенный, технически безупречный музыкальный инструмент, к которому прилагается душа, и научить певца виртуозно на нём играть.
Если от природы голос имеет красивый тембр — это огромный бонус, но главное в бельканто — это техника, а именно:
- ровный тембр во всех регистрах (обычно у вокалистов есть зоны, в которых голос звучит лучше или хуже)
- умение плавно и долго вести мелодическую линию (как будто ты чертишь узор, не отрывая пера от бумаги)
- подвижность, как у флейты, умение петь любые колоратуры
- чистота интонации (без постоянного вибрато — раскачивания голоса, прикрывающего вокальные огрехи, что характерно для современного вокала)
- эмоциональная наполненность в рамках прекрасного — умение исключительно мельчайшими нюансами голоса (а не мимикой и актёрской игрой) передать суть образа
- негромкий, деликатный и нежный тон (оркестры и залы были тогда небольшими, и нужды форсировать звук не было). Никто не вопил на верхних нотах во всю силу, это стало нормой в 19 веке.
- умение долго и без видимых усилий вести мелодию на одном дыхании или держать последнюю ноту (искусно скрывать свою естественную потребность дышать).
И учителя вокала знали приёмы, как достичь таких стандартов, а публика именно за тем и ходила в оперу — чтобы послушать прекрасное пение.
Но потом приоритеты в опере сместились: чистую музыкальную красоту пения вытеснили романтические страсти (Верди) и желание композиторов внушить человечеству великие идеи через музыкальную декламацию (Вагнер).
Певцы стали петь громко, ярко, сильно, прорезая звучность большого оркестра, бывает, что с рыданием, шёпотом или безумным хохотом, если этого требует роль.
Всё это производило сильное эмоциональное впечатление на публику (Россини называл такое пение «бешеным»). Но тонкие материи старого вокала были утеряны.
Последний гвоздь в крышку гроба бельканто забил Верди в своих лучших операх.
Вот тогда и начались надгробные речи про то, как же раньше прекрасно (прекрасно — «bel» по-итальянски), божественно пели («canto»- петь), не то, что сейчас!
Так в середине 19 века появился этот ностальгический термин — «bel canto» или «бельканто» по-русски.
Вот пример бельканто 18 века ария из оперы «Полифем» барочного итальянского композитора и вокального педагога Николо Порпоры. Он учил самого Фаринелли — знаменитого итальянского кастрата (на кастратах в 17-18 веках держалось всё бельканто).
Это молитва юного Ациса Юпитеру о том, чтобы его полюбила Галатея.
Немецкое сопрано Симона Кермер
Позже техника бельканто была вытеснена другими стилями примерно лет на сто. Только с середины 20 века она начала возрождаться и вновь набирать обороты. Появились легендарные колоратурные сопрано. В вокальном сообществе сложилась прослойка барочных певцов, вместо сопранистов теперь поют контратеноры.
Но поскольку представления о бельканто у всех разные, то и результаты никто не может объективно оценить: бельканто это или его имитация?
Ещё на эту тему:
⭐Три чудесные арии Вивальди о любви
⭐Четыре знаменитые арии мести: пока блюдо ещё горячо
⭐Четыре знаменитые прощальные русские арии