В классической музыке есть такие сочинения, которые сразу цепляют сознание любого человека. Вспомним, например, «Танец рыцарей» Прокофьева, первую часть из «Кармина Бурана» Орфа или «Болеро» Равеля.
Бахиана №5 Вила-Лобоса (точнее, её первая часть) — из этого списка. Не факт, что любой дослушает её до конца, но гипноза начальных тактов не избежит ни один человек, имеющий уши и хоть какие-то зачатки музыкальности с вероятностью 99%.
Большинству людей в словосочетании «Пятая бахиана Вила-Лобоса» ясно только одно слово: «пятая». Поэтому стоит рассказать об этом сочинении немного подробнее.
Вила-Лобос
Эйтор Вила-Лобос — это бразильский композитор первой половины ХХ века, самая крупная фигура в музыке всей Южной Америки.
Его судьба — отличный пример того, каких вершин в профессии может достичь талантливый самоучка.
Без всякого систематического образования он добился вершин в своей профессии, написал огромное количество музыки во всех жанрах, которые только существуют (всего порядка тысячи сочинений), основал все важнейшие музыкальные институты Бразилии (систему детского музыкального образования, Национальную консерваторию хорового пения, Бразильскую академию музыки), владел всеми музыкальными профессиями и заставил петь хором всю Бразилию. Вдобавок он был общественным и государственным деятелем.
Грандиозный человек!
Почему «бахиана»
Бах — любимый композитор Вила-Лобоса с юных лет. А идею сделать на основе его стиля что-то бразильское он нашёл в Париже, куда в конце 20-х годов приехал повышать свою композиторскую квалификацию. Здесь он вошёл в круг парижской музыкальной элиты и познакомился с экспериментами Стравинского в новом стиле «неоклассицизма» (соединение музыкальных принципов старой музыки с современным языком).
Вернувшись в Рио-де-Жанейро, он переосмыслил эту идею и начал сочинять инструментальные сюиты с фугами, прелюдиями и токкатами (как у Баха) в бразильском стиле — с горячими ритмами и фольклорными мотивами.
Тут надо ещё учитывать, что Вила-Лобос искал компромисс между простыми вкусами массовой бразильской публики, бесконечно далёкой от фуг Иоганна Себастьяна Баха, и снобизмом местных меломанов-академистов, скептически смотревших на бразильский фольклор, как на что-то низкое.
За пятнадцать лет (с 1930 по 1945) он написал девять Бразильских бахиан (в общей сложности это 29 пьес).
Пятая — самая популярная
В Пятой бахиане две части, но первоначально была одна — та самая, популярнейшая Ария (вторую часть Вила-Лобос добавил спустя семь лет).
По свидетельству одной из первых исполнительниц этой Арии (Биду Сайяо), в первоначальной редакции вокала не было вообще. Вместо голоса было соло ещё одной — девятой — виолончели.
Кому пришла в голову счастливая идея заменить соло виолончели вокалом — неизвестно. Но результат, что называется, превзошёл все ожидания: Ария из Пятой бахианы стала самом известным сочинением Вила-Лобоса и прославило его на весь мир. Её спели практически все оперные и неоперные дивы (от Анны Моффо и Галины Вишневской до Барбары Хендрикс).
Кстати, в самой Бразилии публика больше любит не Арию, а 👉Токкату из Второй бахианы. Она называется «Глубинная кукушка» — имеется в виду маленький поезд узкоколейки, бегающий между бразильскими селениями.
Лирическое отступление
Невооружённым взглядом видно (и слышно), что этот шедевр мелодического вдохновения был создан влюблённым человеком. Тем более, что посвящена Пятая бахиана некоей Mindinha.
Действительно, 52-летний Вила-Лобос в момент написания этой музыки был влюблён в свою студентку-скрипачку по имени Арминда, которая была также его секретарём (Mindinha — это её псевдоним).
За пару лет до создания Пятой бахианы он ушёл от своей жены Лучилии, и хотя она так и не дала ему развода, он связал свою жизнь с Арминдой и впоследствии посвятил ей многие из своих сочинений. Пятая бахиана — как раз первое из них.
Бах, Рахманинов и Вила-Лобос
Название «ария» в данном случае не имеет никакого отношения к опере. Так во времена Баха называли напевные инструментальные пьесы (это французская традиция).
У Баха есть одна очень известная 👉Ария — вторая часть оркестровой сюиты №3. Она наверняка стала моделью для Арии из Пятой бахианы. Только у Баха Вила-Лобос мог научиться искусству плетения из звуков мелодические нити замечательной красоты.
Правда, у этой Арии есть ещё один источник (предполагаемый, но вполне очевидный) — Вокализ Рахманинова.
Вокализ Рахманинова — это тоже «бахиана», только русская. Он сделан по принципу соединения баховской лирики с задушевной русской напевностью. Вокализ был написан Рахманиновым за 26 лет до этой Бахианы, и к тому времени был широко известен в Европе и США (в том числе и в переложениях для виолончели).
⭐Когда нет слов: четыре самых знаменитых вокализа XX века
Очень похоже, что Вила-Лобос подхватил идею русского композитора и перелицовал её на бразильский лад. Получилось просто великолепно.
В отличие от Вокализа Рахманинова в Арии Вила-Лобоса есть текст (только в среднем разделе). Его написала первая исполнительница этой Бахианы бразильская певица Рут Валадарес Корреа. Там говорится о луне, смотрящейся в зеркало морской глади, и прозрачном облачке, медленно плывущем по ночному небу.
⭐Четыре известных вокализа в популярной музыке
Чем так цепляет эта музыка
На этот вопрос ответ один: «тайна сия велика есть» (с). И этой тайны, скорее всего, не знал даже сам автор, в противном случае он написал бы ещё хотя бы парочку шедевров такого уровня.
В счастливую минуту Вила-Лобосу пришла в голову эта чудесная мелодия, текущая как река, и этот завораживающий ритм, и загадочный виолончельно-человеческий голос.
Анна Моффо.
А здесь вариант с 👉солирующей виолончелью.
Ещё на эту тему:
⭐Что такое «Маленькая ночная серенада»?