Все знают, что культурная гордость России — литература, балет, музыка и великолепная исполнительская школа, особенно фортепианная и скрипичная.
Но не забудьте, что у нас есть ещё один национальный бренд: международный конкурс имени Чайковского.
Конечно, было бы утопично надеяться, что события этого конкурса будут так же горячо обсуждаться в России, как выступление Сергея Лазарева на Евровидении или ссора Волочковой и Собчак. Но всё же надо понимать, что пока есть этот конкурс, Россия будет сохранять свой статус культурной державы и родины великих исполнительских традиций.
Конкурс имени Чайковского проводится раз в четыре года, но в прошлом году был отложен из-за Чемпионата мира ФИФА. Поэтому он идёт именно сейчас, в эти дни, с 17 по 29 июня.
Для чего вообще конкурсы?
Возможно, многие представляют себе карьеру музыканта таким образом: играл-играл человек, старался, и в один прекрасный момент стал уже играть так хорошо, что его стали всюду приглашать, восхищаться и платить большие гонорары.
В жизни, конечно, всё бывает, но реальность такова, что талантливых, замечательных и виртуозных музыкантов ОЧЕНЬ много, а рынок академической музыки довольно узок (в сравнении в рынком поп музыки). Поэтому относительные критерии «лучше-хуже» уступают место объективным фактам из исполнительского резюме.
Для успешного старта нужны три вещи: консерватория с хорошей репутацией, педагог с именем (это даже важнее) и победы в престижных конкурсах.
Собственно, на участие в конкурсах устремлено всё обучение исполнителя. Он учит не ту (или не только ту) музыку, которую ему хотелось бы играть, а занимается тем, что формирует себе конкурсный репертуар.
Какие бывают конкурсы?
Если в портфолио исполнителя значатся победы хоть в десяти конкурсах уровня «Радуга талантов Поволжья» или «Золотые голоса Тель-Авива», это ни на кого не произведёт особого впечатления.
Исполнительских конкурсов в мире довольно много, но только десять-двенадцать из них — по-настоящему престижны. Их авторитет держится на разных факторах: история, профессиональный уровень жюри и участников, организация, а также премиальный фонд и ещё многие факторы нематериального свойства.
К примеру, для скрипача выиграть конкурс имени Паганини в Генуе — это пропуск на все концертные площадки мира. Мечта любого пианиста — победа на конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе или Шопена в Варшаве.
Каковы позиции нашего конкурса?
Конкурс имени Чайковского занимает место примерно в первой тройке-пятёрке самых авторитетных в мире.
Ему 60 лет и его статус уже давно определён именами его лауреатов и членов жюри. К тому же все музыканты понимают, что выиграть конкурс на родине Сергея Рахманинова, Давида Ойстраха и Мстислава Ростороповича — это чего-то стоит.
Правда, так было не всегда, в истории конкурса были ямы и кризисные зоны.
Было время, когда государство вообще отказалось от его финансирования, и он превратился в скромное мероприятие местного уровня. Случалось, что призовые места (и первое, и второе и третье) не были определены. Бывали скандальные ситуации в жюри.
В последние десять лет конкурс взял в свои руки Валерий Гергиев с целью восстановить его былой престиж,и он стал быстро набирать обороты.
Теперь конкурс Чайковского идёт в обеих наших столицах и охватывает уже почти все исполнительские специальности.
Денежные призы на конкурсе — одни их самых больших в мире. Победители гарантировано получают грандиозные контракты. В жюри — главные фигуры мирового концертного процесса. Поэтому желающих принять в нём участие становится всё больше.
Техническая оснащённость конкурса Чайковского тоже на высочайшем уровне, и это сделало возможным онлайн трансляцию с всемирным охватом.
Размах впечатляющий, как всегда у Валерия Гергиева.
Кстати, о трансляции
Онлайн трансляцию всех трёх туров (как и на прошлом конкурсе) ведёт самый крупный цифровой портал, специализирующийся на классической музыке Medici.tv.
Вот его владелец — любитель классики француз Эрве Буасьер.
Благодаря этому человеку мы можем совершенно бесплатно и максимально комфортно слушать и смотреть то, что происходит сию минуту на конкурсе — в разных залах Питера и Москвы.
А это очень интересно, и совсем не то же самое, что просто посмотреть трансляцию концерта.
Каждое выступление — это час «Х»для исполнителя. А для зрителя — это драйв, интрига, обаяние молодости и таланта и много прекрасной музыки. Всё это затягивает, и очень скоро у вас уже определятся любимцы, за которыми вы будете следить и переживать как за родных детей в день сдачи ЕГЭ.
Качество трансляции великолепное. Все конкурсные залы технически оборудованы так, что исполнителя идеально видно со всех ракурсов, картинка отличная, звук чистейший. Каждый участник что-то расскажет о себе.
При этом можно переключаться из Москвы в Питер, от скрипачей к пианистам, а от пианистов к виолончелистам без отрыва от любимого дивана и кота. Навигация на сайте русскоязычная и очень удобная.
Так что те, кто слушают конкурс вживую, возможно, покажутся вам страдальцами. У них соседи справа и слева, им не всё видно, не всегда хорошо слышно, и в зале, к тому же, наверняка душно. Хотя, конечно, все бонусы живого присутствия никто не отменял.
Предыдущий, XV-й конкурс просмотрело и прослушало на Medici двенадцать миллионов человек во всём мире.