concurs
Любимец публики прошлого конкурса Люка Дебарг во время репетиции с оркестром.

Все знают, что культурная гордость России – литература, балет, музыка и великолепная исполнительская школа, особенно фортепианная и скрипичная.

Но не забудьте, что у нас есть ещё один национальный бренд: международный конкурс имени Чайковского.

Конечно, было бы утопично надеяться, что события этого конкурса будут так же горячо обсуждаться в России, как выступление Сергея Лазарева на Евровидении или ссора Волочковой и Собчак. Но всё же надо понимать, что пока есть этот конкурс, Россия будет сохранять свой статус культурной державы и родины великих исполнительских традиций.

Конкурс имени Чайковского проводится раз в четыре года, но в прошлом году был отложен из-за Чемпионата мира ФИФА. Поэтому он идёт именно сейчас, в эти дни, с 17 по 29 июня.

Для чего вообще конкурсы?

Возможно, многие представляют себе карьеру музыканта таким образом: играл-играл человек, старался, и в один прекрасный момент стал уже играть так хорошо, что его стали всюду приглашать, восхищаться и платить большие гонорары.

В жизни, конечно, всё бывает, но реальность такова, что талантливых, замечательных и виртуозных музыкантов ОЧЕНЬ много, а рынок академической музыки довольно узок (в сравнении в рынком поп музыки). Поэтому относительные критерии “лучше-хуже” уступают место объективным фактам из исполнительского резюме.

Для успешного старта нужны три вещи: консерватория с хорошей репутацией, педагог с именем (это даже важнее) и победы в престижных конкурсах.

Собственно, на участие в конкурсах устремлено всё обучение исполнителя. Он учит не ту (или не только ту) музыку, которую ему хотелось бы играть, а занимается тем, что формирует себе конкурсный репертуар.

Какие бывают конкурсы?

Если в портфолио исполнителя значатся победы хоть в десяти конкурсах уровня “Радуга талантов Поволжья” или “Золотые голоса Тель-Авива”, это ни на кого не произведёт особого впечатления.

Исполнительских конкурсов в мире довольно много, но только десять-двенадцать из них – по-настоящему престижны. Их авторитет держится на разных факторах: история, профессиональный уровень жюри и участников, организация, а также премиальный фонд и ещё многие факторы нематериального свойства.

К примеру, для скрипача выиграть конкурс имени Паганини в Генуе – это пропуск на все концертные площадки мира. Мечта любого пианиста – победа на конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе или Шопена в Варшаве.

Каковы позиции нашего конкурса?

Конкурс имени Чайковского занимает место примерно в первой тройке-пятёрке самых авторитетных в мире.

Ему 60 лет и его статус уже давно определён именами его лауреатов и членов жюри. К тому же все музыканты понимают, что выиграть конкурс на родине Сергея Рахманинова, Давида Ойстраха и Мстислава Ростороповича – это чего-то стоит.

19-летний американец Джорж Ли получил на прошлом, XV конкурсе II премию.
19-летний американец Джорж Ли получил на прошлом, XV конкурсе II премию.

Правда, так было не всегда, в истории конкурса были ямы и кризисные зоны.

Было время, когда государство вообще отказалось от его финансирования, и он превратился в скромное мероприятие местного уровня. Случалось, что призовые места (и первое, и второе и третье) не были определены. Бывали скандальные ситуации в жюри.

В последние десять лет конкурс взял в свои руки Валерий Гергиев с целью восстановить его былой престиж,и он стал быстро набирать обороты.

Теперь конкурс Чайковского идёт в обеих наших столицах и охватывает уже почти все исполнительские специальности.

Денежные призы на конкурсе – одни их самых больших в мире. Победители гарантировано получают грандиозные контракты. В жюри – главные фигуры мирового концертного процесса. Поэтому желающих принять в нём участие становится всё больше.

Техническая оснащённость конкурса Чайковского тоже на высочайшем уровне, и это сделало возможным онлайн трансляцию с всемирным охватом.

Размах впечатляющий, как всегда у Валерия Гергиева.

Кстати, о трансляции

Онлайн трансляцию всех трёх туров (как и на прошлом конкурсе) ведёт самый крупный цифровой портал, специализирующийся на классической музыке Medici.tv.

Вот его владелец – любитель классики француз Эрве Буасьер.

Благодаря этому человеку мы можем совершенно бесплатно и максимально комфортно слушать и смотреть то, что происходит сию минуту на конкурсе – в разных залах Питера и Москвы.

А это очень интересно, и совсем не то же самое, что просто посмотреть трансляцию концерта.

Каждое выступление – это час “Х”для исполнителя. А для зрителя – это драйв, интрига, обаяние молодости и таланта и много прекрасной музыки. Всё это затягивает, и очень скоро у вас уже определятся любимцы, за которыми вы будете следить и переживать как за родных детей в день сдачи ЕГЭ.

Качество трансляции великолепное. Все конкурсные залы технически оборудованы так, что исполнителя идеально видно со всех ракурсов, картинка отличная, звук чистейший. Каждый участник что-то расскажет о себе.

При этом можно переключаться из Москвы в Питер, от скрипачей к пианистам, а от пианистов к виолончелистам без отрыва от любимого дивана и кота. Навигация на сайте русскоязычная и очень удобная.

Так что те, кто слушают конкурс вживую, возможно, покажутся вам страдальцами. У них соседи справа и слева, им не всё видно, не всегда хорошо слышно, и в зале, к тому же, наверняка душно. Хотя, конечно, все бонусы живого присутствия никто не отменял.

Зал Санкт-Петербургской филармонии, третий тур виолончелистов  XV конкурса имени Чайковского.
Зал Санкт-Петербургской филармонии, третий тур виолончелистов XV конкурса имени Чайковского.

Предыдущий, XV-й конкурс просмотрело и прослушало на Medici двенадцать миллионов человек во всём мире.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here