Американский фаготист Роберт Томпсон

Фагот – самый экзотический инструмент в симфоническом оркестре.

На первый взгляд он производит впечатление крайне странного и нелепого сооружения: сложенная вдвое большая деревянная труба (её общая длина чуть меньше трёх метров, а вес около шести килограммов). Поэтому, наверное, он и название своё получил от итальянского слова “fagotto” (или французского “fagot”) что-тосвязанное, вроде вязанки (дров, к примеру).

Музыканты-духовики вообще называют его между собой оглоблей.

Но вообще фагот красив своеобразной ретро красотой: как “Bentley” или “Packard” 30-х годов. Он сделан из светлого дерева боснийского клёна, покрыт темной морилкой и лаком. Плюс хромированные детали и клапаны.

Фагот – это бас, фундамент группы деревянных духовых инструментов в оркестре. Как солирующий инструмент он, конечно, тоже используется (если есть инструмент, то есть и музыка для него).

Но вообще он хорош в умеренных дозах и именно в ансамблях, потому что звучит очень своеобразно – хрипловато, странно и как-то даже дремуче-допотопно.

Фагот бывает разным.

Часто мрачным и даже инфернальным (когда звучит в низком регистре).

Недаром Булгаков в “Мастере и Маргарите” даёт Коровьеву кличку Фагот. Для всякой нечисти – в самый раз.

У Чайковского в начале Шестой симфонии фагот заводит угрюмую тему. Сразу ясно: финита ля комедия, впереди у героя только пустота и мрак смерти.

Не так страшно, но тоже жутковато каркает фагот в пьесе Грига “В пещере горного короля”.

Ну, и Баба Яга Мусоргского в оркестровке Равеля – тоже фагот.

Вот как это звучит:

Хрипловатый ворчливый тембр фагота навевает смутные ассоциации с ревматизмом, радикулитом и клюкой.

Поэтому у фагота есть и такое амплуа – старики и старухи.

Классический образ фагота-деда – это дедушка пионера Пети из симфонической сказки Прокофьева “Петя и волк”.

В пару к Петиному дедушке – старуха Графиня из “Пиковой дамы” Чайковского. Её тему тоже играет фагот, и получается довольно жутко, что понятно – грехи старухиной бурной молодости, тайна трёх карт…

Бывает, что фагот звучит лирически (если не очень низко).

Самую известную лирическую мелодию для фагота написал Доницетти. Она звучит во вступлении к популярному романсу Неморино из “Любовного напитка”.

Матовый тембр печального фагота красиво оттеняет великолепный тенор Пласидо Доминго.

Ещё один характерный образ фагота – комический.

Это когда фагот бубнит что-то в быстром темпе. Как в этой пьесе из Симфонии №2 американского композитора Джейсона Уингейта по рисункам Пауля Клее. Этот рисунок называется “Роковое соло фагота”. Но в музыке ничего рокового нет.

Фагот используется и в джазе.

Правда, не так часто: техника игры на этом инструменте далеко не простая.

Вот так свежо звучит «Take Five» – джазовый стандарт Пола Дезмонда в исполнении квартета фаготов “Chameleon Bassoon Ensemble”.

Ещё на эту тему:

Чем кларнет отличается от гобоя?

Как разобраться в симфоническом оркестре?

Семь фактов о скрипке

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here