моне восход солнца
Клод Моне. Впечатление. Восход солнца.

Музыкальный импрессионизм получил своё название по аналогии с живописным (а живописный — от картины Клода Моне » Впечатление, восходящее солнце» («Impression, soleil levant» ).

Это французский стиль, а точнее, не стиль, а направление, и главная его фигура — Клод Дебюсси.

Вообще, все эти определения стилей чаще всего придумываются искусствоведами постфактум. Сами же композиторы чаще всего так и уходят в мир иной, не зная точно, кем они были при жизни — поздними классиками или ранними романтиками.

Что касается Клода Дебюсси, то критики окрестили его импрессионистом ещё при жизни, но он называл их идиотами, поскольку считал, что корни его стиля в поэтическом символизме, а не в живописи.

Но Дебюсси один, а искусствоведов много, поэтому они победили, и в историю музыки Дебюсси вписан всё же как импрессионист.

Итак, какой он — импрессионизм? В самых общих чертах получится примерно так:

  • в музыкальном импрессионизме нет глобальных философских проблем и животрепещущих идей, в основном это как бы дегустация самого прекрасного в этой жизни;
  • это искусство с акцентом не на эмоции, а на эстетику — никакой прозы, никаких романтических страстей: прежде всего рафинированный вкус и филигранная отделка;
  • в музыке — ничего личного, только поэтичные картинки внешнего мира, чаще всего — бесконечно разнообразная природа;
  • здесь важно не «что», а «как»; импрессионисты меняют все привычные правила музыкальной выразительности и открывают в музыке совершенно новые категории звуковой красоты.

Кстати, импрессионисты очень много приёмов заимствовали из русской музыки (Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков). Особенно Дебюсси, который в юности ездил в Россию на заработки и серьёзно увлёкся нашей Могучей кучкой.

Вот три примера из самых популярных пьес, чтобы было понятно, как импрессионизм звучит в музыке.

1. Клод Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» (1890-1892)

Это самая известная пьеса Дебюсси. И хотя в ней вполне традиционный музыкальный язык, по духу это настоящий импрессионизм. Поэтично, акварельно и атмосферно.

Эта пьеса навеяна одноимённым стихотворением Поля Верлена. Вот последняя строфа, которая пояснит, почему в музыке слышатся переливы водных струй фонтана:

А в дивной грусти лунной тишины,
Где птицы зачарованные дремлют,
Слышны рыданья льющейся воды,
Но им лишь мраморные плиты внемлют.

Даниэль Баренбойм

2. Клод Дебюсси. Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» (1892)

«Послеполуденный отдых фавна» — это небольшая поэма друга Дебюсси, французского символиста Стефана Малларме. А сама прелюдия для симфонического оркестра представляет собой изысканную музыкальную иллюстрацию к ней.

Томный звук флейты, изображающий свирель лесного бога, всплески арфы, эфемерные звучания скрипок — не музыка, а грёза, «ленивый обморок полдневной духоты» ©

В 1912 году русский танцовщик и хореограф Вацлав Нижинский поставил на эту музыку маленький балет в роскошных декорациях Льва Бакста.

Лев Бакст. Эскиз костюма Фавна.
Лев Бакст. Эскиз костюма Фавна.

Но Вацлав Нижинский почему-то совсем не нравился Дебюсси.

Возможно ему больше понравился бы в роли Фавна Николай Цискаридзе)

Ещё один «столп» импрессионизма» — Морис Равель. Правда, он только эпизодически прибегал к этому стилю, его интересы в музыке были многообразны.

3. Морис Равель. «Игра воды» (1901)

Самое известное сочинение Равеля — «Болеро»— к импрессионизму отношения не имеет. Но «Игру воды» можно назвать краеугольным камнем этого направления, по крайней мере, в фортепианном жанре.

Равель написал к ней эпиграф: «Речной бог, смеющийся над щекочущей его водой». Но всё понятно и без эпиграфа.

Марта Аргерих в свои лучшие годы.

После газовых атак Первой мировой войны изысканный мир импрессионизма ощущался уже не совсем уместным. Время его ушло. Да и сам Дебюсси умер в 1918 году.

Ещё на эту тему:«Три стиля в музыкальной классике, которых нельзя не знать»

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here