Музыкальный импрессионизм получил своё название по аналогии с живописным (а живописный — от картины Клода Моне » Впечатление, восходящее солнце» («Impression, soleil levant» ).
Это французский стиль, а точнее, не стиль, а направление, и главная его фигура — Клод Дебюсси.
Вообще, все эти определения стилей чаще всего придумываются искусствоведами постфактум. Сами же композиторы чаще всего так и уходят в мир иной, не зная точно, кем они были при жизни — поздними классиками или ранними романтиками.
Что касается Клода Дебюсси, то критики окрестили его импрессионистом ещё при жизни, но он называл их идиотами, поскольку считал, что корни его стиля в поэтическом символизме, а не в живописи.
Но Дебюсси один, а искусствоведов много, поэтому они победили, и в историю музыки Дебюсси вписан всё же как импрессионист.
Итак, какой он — импрессионизм? В самых общих чертах получится примерно так:
- в музыкальном импрессионизме нет глобальных философских проблем и животрепещущих идей, в основном это как бы дегустация самого прекрасного в этой жизни;
- это искусство с акцентом не на эмоции, а на эстетику — никакой прозы, никаких романтических страстей: прежде всего рафинированный вкус и филигранная отделка;
- в музыке — ничего личного, только поэтичные картинки внешнего мира, чаще всего — бесконечно разнообразная природа;
- здесь важно не «что», а «как»; импрессионисты меняют все привычные правила музыкальной выразительности и открывают в музыке совершенно новые категории звуковой красоты.
Кстати, импрессионисты очень много приёмов заимствовали из русской музыки (Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков). Особенно Дебюсси, который в юности ездил в Россию на заработки и серьёзно увлёкся нашей Могучей кучкой.
Вот три примера из самых популярных пьес, чтобы было понятно, как импрессионизм звучит в музыке.
1. Клод Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» (1890-1892)
Это самая известная пьеса Дебюсси. И хотя в ней вполне традиционный музыкальный язык, по духу это настоящий импрессионизм. Поэтично, акварельно и атмосферно.
Эта пьеса навеяна одноимённым стихотворением Поля Верлена. Вот последняя строфа, которая пояснит, почему в музыке слышатся переливы водных струй фонтана:
А в дивной грусти лунной тишины,
Где птицы зачарованные дремлют,
Слышны рыданья льющейся воды,
Но им лишь мраморные плиты внемлют.
Даниэль Баренбойм
2. Клод Дебюсси. Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» (1892)
«Послеполуденный отдых фавна» — это небольшая поэма друга Дебюсси, французского символиста Стефана Малларме. А сама прелюдия для симфонического оркестра представляет собой изысканную музыкальную иллюстрацию к ней.
Томный звук флейты, изображающий свирель лесного бога, всплески арфы, эфемерные звучания скрипок — не музыка, а грёза, «ленивый обморок полдневной духоты» ©
В 1912 году русский танцовщик и хореограф Вацлав Нижинский поставил на эту музыку маленький балет в роскошных декорациях Льва Бакста.
Но Вацлав Нижинский почему-то совсем не нравился Дебюсси.
Возможно ему больше понравился бы в роли Фавна Николай Цискаридзе)
Ещё один «столп» импрессионизма» — Морис Равель. Правда, он только эпизодически прибегал к этому стилю, его интересы в музыке были многообразны.
3. Морис Равель. «Игра воды» (1901)
Самое известное сочинение Равеля — «Болеро»— к импрессионизму отношения не имеет. Но «Игру воды» можно назвать краеугольным камнем этого направления, по крайней мере, в фортепианном жанре.
Равель написал к ней эпиграф: «Речной бог, смеющийся над щекочущей его водой». Но всё понятно и без эпиграфа.
Марта Аргерих в свои лучшие годы.
После газовых атак Первой мировой войны изысканный мир импрессионизма ощущался уже не совсем уместным. Время его ушло. Да и сам Дебюсси умер в 1918 году.
Ещё на эту тему:«Три стиля в музыкальной классике, которых нельзя не знать»