Большинство людей не задаются таким вопросом и совершенно справедливо делят музыку на плохую и хорошую. То есть на ту, что нравится и не нравится. Или, не вдаваясь в тонкости музыкальной классификации, на классическую и современную. И вот на этом этапе начинается путаница.
Пол Маккартни — классик? Шопен — романтик или классик? Шнитке — это современная музыка или классическая?
Никто не даст абсолютно точного определения понятия «классическая музыка», потому что это не стиль и не направление, и вообще — термин не научный. Это такая безразмерная, интуитивно сложившаяся категория, которая не имеет точных границ.
Но главные позиции всё же можно определить. Начнём с того, что классическая музыка имеет три главных признака:
- она по умолчанию обладает какими-то особыми достоинствами — это вытекает из слова «классическая», то есть образцовая
- она написана в более или менее отдалённом прошлом
- и эта музыка академическая.
Правда, каждый из этих признаков имеет множество оговорок и исключений.
Что хорошего в классической музыке?
Понятия «хорошая музыка» и «плохая музыка» настолько субъективны, что не стоит даже касаться этого вопроса. Но наверняка есть какой-то смысл в том, что классическую музыку назвали «классической».
Кстати, отношение к ней ещё 150-200 лет назад было совсем другим. Она была интересна только профессионалам, да и то не всем. «Классической» её никто не называл и ценность её подвергалась сомнению, потому что современной моде она не соответствовала и считалась морально устаревшей. Вот здесь подробнее 👇
Самое большое заблуждение, что классическая музыка была всегда
Но в классической музыке есть несколько объективных достоинств. Во-первых, это то, что она очень качественно — искусно, сложно, красиво — сделана с точки зрения музыкального ремесла. Ведь она создавалась как нематериальный предмет придворной роскоши (если брать светскую музыку 17-18 веков) и духовного наслаждения для понимающих в этом людей. Примитива в ней нет. Это продукт высокой профессиональной музыкальной культуры.
Почему классическая музыка — это предмет роскоши?
Поэтому классическая музыка даёт не только эмоциональное, но и интеллектуальное наслаждение. Её надо не просто слушать, но ещё и слышать, читать её «коды». В силу совершенства своего музыкально-технического аппарата, она может говорить о довольно сложных вещах. Поэтому классика — это верхний этаж музыкального здания.
И в третьих, классическая музыка — это «ручная работа». Здесь всё по-настоящему — нет микрофонов, используются только акустические инструменты, мастерство музыкантов постигается годами упорного труда, его не купишь и не сымитируешь.
Ради справедливости нужно сказать, что в огромном корпусе музыкальной классики есть всякое, не одни только шедевры и великие творения. Это нормально и даже хорошо, классика создавалась живыми людьми.
Но всё же главная ценность классической музыки — это именно высочайшее качество её лучших образцов. Этих пиков в Гималаях музыкальной классики столько, что хватит на всю жизнь и ещё очень много останется.
Чем меньше классики в нашей жизни, тем уже наши слуховые и интеллектуальные горизонты и тем больше примитивной попсы в нашем мире. Это сообщающиеся сосуды.
Классическая музыка — это музыка с исторической дистанцией
Как сказал один умный человек, «если стоишь под деревом, невозможно определить его высоту». Окончательный вердикт о качестве музыки и её общественной ценности определяется временем и практикой. Должно пройти как минимум несколько десятков лет, чтобы музыка оторвалась от моды, ситуационных и искусственных (маркетинговых) рычагов успеха и доказала свою вневременную ценность. Поэтому классическая музыка — это музыка давно почивших композиторов.
Поэтому нельзя сказать: «этот композитор пишет классическую музыку». Но понятно, что имеют в виду, когда так говорят: подразумевается, композитор пишет музыку в особой манере. И правильно будет назвать такую музыку не классической, а академической.
Классическая музыка — это академическая музыка
Музыку можно сочинять по-разному. Например, можно, даже не зная нот, сочинить мелодию на какой-то текст, а потом заплатить аранжировщику и ребятам в студии звукозаписи. Так написано много песенных хитов.
Но когда говорят — «классическая музыка», по умолчанию подразумевают то, что она написана профессионалом своего дела, который владел каким-нибудь инструментом, знал, что такое полифония, гармония, фактура, разработка, имел представление о музыкальных формах, жанрах, оркестровке. В наше время композитор также должен знать, что выдающегося создали его коллеги по цеху за последние 400 лет, потому что академическая музыка — это традиция. Даже самый авангардный авангард так или иначе стоит на этих традициях.
Всему этому учат в консерваториях — это альма-матер академической музыки. Хотя, в принципе, совершенно не важно, где и как композитор получает все эти знания. Большая часть великих композиторов консерваторий не заканчивали. Музыкальное образование это, в сущности, индивидуальный процесс — из рук в руки.
Академическую музыку легко опознать по характерным словам-маячкам: «соната», «симфония», «опера», «концерт», «виолончель», «фортепиано», «симфонический оркестр», «академический вокал», «театр оперы и балета», «филармония» и т.п. — это всё о ней.
Тут может возникнуть закономерный вопрос: и для чего же городить весь этот сложный огород высоких композиторских технологий? Для того, чтобы выразить самые сложные смыслы человеческого бытия. Это доступно только академической музыке.
Но не всякая давно написанная академическая музыка — классическая
Если на афише филармонии вы прочитаете «концерт классической музыки», а купив билет, услышите в зале «Лунного Пьеро» Шёнберга, вы наверняка почувствуете себя обманутым. Разве это классическая музыка? Вот фрагмент из этого сочинения (он называется «Вальс Шопена»):
И хотя Арнольд Шёнберг, безусловно, классик австрийской музыки и экспрессионизма в частности, а «Лунный Пьеро» — это классика атональной музыки, и написано это очень давно — 109 лет назад, всё же вы вряд ли согласитесь, что эта музыка естественным образом укладывается в понятие «классическая». По смыслу укладывается, а по — ощущениям нет. Так уж исторически сложилось, что «классическая музыка» в общем представлении — это нечто более традиционное, ближе по языку к 19 веку. Мы ждём от классической музыки понятных эмоций, гармоничных сочетаний звуков и нам очень хотелось бы, чтобы автор выражал свою мысль в мелодии, а не в додекафонной серии 👇
Какофония, полифония и додекафония: в чём разница?
Поэтому музыкальный авангард прошлого века по умолчанию остаётся в другом секторе академической музыки.
Классик классику рознь
Всякий выдающийся автор классической музыки — классик. Но не всякий классик имеет отношение к классической музыке. Потому что есть ещё понятие «классика жанра». Музыка любого направления имеет свою историю, и в ней обязательно есть отцы-основатели или выдающиеся реформаторы. Они тоже классики в своей сфере, а созданное ими — классика жанра.
Карлос Гардель, например — классик аргентинского танго, а его «Por una cabeza» — настоящая классика этого жанра. Джазовые стандарты — это тоже классика, которую чтит любой джазмен. Элвис Пресли — классик рок-н-ролла, и т.п.
Классицизм и классическая музыка — главная путаница
Тут сразу нужно оговорить, что есть ещё два похожих по звучанию, но разных по смыслу понятия, которые часто путают или мешают в одну кучу. Это «классицизм» и «классическая музыка».
«Классицизм» — это частный случай классической музыки, исторический стиль (примерно вторая половина 18 — начало 19 веков). Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен — это его главные фигуры, и их ещё называют «венскими классиками» (все они жили и творили в Вене).
Классицизму предшествовал стиль барокко (Бах, Гендель, Вивальди), а после него был романтизм (Шопен, Лист, Вагнер, Чайковский). Это всё разная музыка, но её позиция по отношению к нашему времени примерно одинаковая — это было давно, и это было прекрасно. Одним словом — классическая музыка.