Зинаида Серебрякова. Девочки у рояля.

Наивность — странная вещь. В глазах большинства людей она равна глупости или неизбежной детской ветрянке, которую надо пересидеть дома, чтобы не пугать людей своими зелёными прыщами.

Но вообще-то наивность — дар чистой души и бесхитростного ума. Прекрасная роскошь (она действительно очень дорого обходится), которую человек может себе позволить только раз в жизни.

Наивность — заманчивый объект для искусства. Но в последние 200 лет она исчезла из музыки вовсе. Хотя в 20 веке есть много попыток её старательной имитации.

Вот четыре маленьких пьесы, запечатлевших эфемерный образ наивности. Все они были созданы в 19 веке.

1. «Признание» из фортепианного цикла Шумана «Карнавал»

Крохотная пьеска, почти незаметная в череде ярких масок «Карнавала». Но на самом деле — маленький бриллиант чистой воды.

Фредерик Кемпф.

2. Музыкальный момент фа минор Шуберта

При первых звуках этого популярного Музыкального момента, все почему-то начинают улыбаться. Примерно так мы улыбаемся, глядя на свои детские фото: как же это было давно, и какими же мы были глупыми, наивными и хорошими!

Романтические страсти изобразить на рояле всякий сможет, а вот эту чистую безыскусность — только немногие..

Владимир Горовиц.

3. «К Элизе» Бетховена.

На самом деле эта пьеса называется Багатель (ля минор). При жизни Бетховена она не издавалась, и обрела свою глобальную популярность только спустя десятилетия после его смерти.

Эта мелодичная Элиза играна-переиграна миллионы раз учениками музыкальных школ всего мира и затёрта уже до блеска. Но ведь недаром же она внушила к себе такую массовую любовь. Именно в наивной и кроткой печали этой мелодии кроется её очарование.

Мюррей Перайя

4. «Ариетта» Грига из фортепианного сборника «Лирические пьесы»

Такая чистота и такая хрупкость, что руками трогать строго запрещено!)

Норвежский пианист Хокон Эустбё

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here