Наивность — странная вещь. В глазах большинства людей она равна глупости или неизбежной детской ветрянке, которую надо пересидеть дома, чтобы не пугать людей своими зелёными прыщами.
Но вообще-то наивность — дар чистой души и бесхитростного ума. Прекрасная роскошь (она действительно очень дорого обходится), которую человек может себе позволить только раз в жизни.
Наивность — заманчивый объект для искусства. Но в последние 200 лет она исчезла из музыки вовсе. Хотя в 20 веке есть много попыток её старательной имитации.
Вот четыре маленьких пьесы, запечатлевших эфемерный образ наивности. Все они были созданы в 19 веке.
1. «Признание» из фортепианного цикла Шумана «Карнавал»
Крохотная пьеска, почти незаметная в череде ярких масок «Карнавала». Но на самом деле — маленький бриллиант чистой воды.
Фредерик Кемпф.
2. Музыкальный момент фа минор Шуберта
При первых звуках этого популярного Музыкального момента, все почему-то начинают улыбаться. Примерно так мы улыбаемся, глядя на свои детские фото: как же это было давно, и какими же мы были глупыми, наивными и хорошими!
Романтические страсти изобразить на рояле всякий сможет, а вот эту чистую безыскусность — только немногие..
Владимир Горовиц.
3. «К Элизе» Бетховена.
На самом деле эта пьеса называется Багатель (ля минор). При жизни Бетховена она не издавалась, и обрела свою глобальную популярность только спустя десятилетия после его смерти.
Эта мелодичная Элиза играна-переиграна миллионы раз учениками музыкальных школ всего мира и затёрта уже до блеска. Но ведь недаром же она внушила к себе такую массовую любовь. Именно в наивной и кроткой печали этой мелодии кроется её очарование.
Мюррей Перайя
4. «Ариетта» Грига из фортепианного сборника «Лирические пьесы»
Такая чистота и такая хрупкость, что руками трогать строго запрещено!)
Норвежский пианист Хокон Эустбё