Это третья серия обзора выдающихся опер ХХ века.
Часть первая — начало века — 👉здесь. Часть вторая — 👉здесь.
Опера ХХ века совсем не похожа на оперу XIX века. И это нормально. Жизнь изменилась.
Если бы Верди заказывал пиццу в интернете, летал на «боинге», пользовался айфоном и общался со своими фанатами в твиттере, его «Аида» и «Травиата» звучали бы совершенно иначе.
И если бы Чайковскому пришлось пережить две мировых войны, не факт, что он написал бы арию Ленского.
Какое время — такая и музыка. Поэтому не будем искать в опере ХХ века того, чего в ней не может быть.
🔷Сергей Прокофьев. «Война и мир» (1945)
Эта опера Прокофьева вполне традиционна, как и должно было быть в СССР в те годы. Но она выделяется грандиозностью задачи и её воплощения. «Спеть» эпохальный роман Толстого в опере — мягко говоря, смелая идея. Шостакович назвал это сочинение гениальным.
Здесь 70 персонажей, монументальные хоры, тончайшие лирические сцены и много проблем для режиссёров, сценографов, певцов и дирижёра.
Масштабы эпопеи Толстого стала причиной того, что Прокофьев несколько раз перерабатывал эту оперу. В итоге первоначальный вариант, в котором опера состояла из двух «серий», показанных в два вечера, сократился до более компактного, но сам автор так и не успел увидеть окончательную версию.
Ольга Гурякова и Натан Ганн в постановке Национальной Оперы Парижа.
🔷 Франсис Пуленк «Человеческий голос» (1959)
Главная опера Пуленка — «Диалоги кармелиток». Но для того, чтобы показать новый формат ХХ века — монооперу — вспомним его «Человеческий голос».
Моноопера — это опера для одного исполнителя. Пионером этого жанра был не Пуленк, а Арнольд Шёнберг («Ожидание»). Но «Человеческий голос» публика любит гораздо больше, потому что она — как французские фильмы: лирическая, тонкая, несложная и трогающая до глубины души.
Вся опера (она одноактная) представляет собой прощальный телефонный разговор Женщины с её бывшим возлюбленным, который мы слышим только в её репликах. Из них, как из пазлов, постепенно складывается картина внутренней катасторофы, несовместимой с жизнью.
Автор либретто — Жан Кокто.
Опера полностью построена на мелодической декламации, но в оркестре несколько раз появляется чудесная тема любви.
Дениз Дюваль.
🔷 Бенджамин Бриттен. «Билли Бад» (1951)
Первым классиком английской оперы стал в 17 веке Генри Пёрселл, а следующим — через триста лет — Бенджамин Бриттен. Он компенсировал эту историческую паузу, написав полтора десятка опер, несколько из которых стали классикой ХХ века.
«Билли Бад» из них — самая успешная. История, рассказанная в ней (сюжет взят из рассказа Германа Мелвилла), очень тяжела.
Билли Бад — «красавчик Билли» — матрос на английском военном корабле, симпатичный весёлый парень, всеобщий любимец и чистая душа, попадается в сети, расставленные для него чужой злой волей. В итоге у него нет другой дороги, кроме как на виселицу.
Капитан судна знает, что он казнит невинного, но иначе поступить не может. С этого момента и до самой смерти он будет влачить этот груз вины.
На сцене почти три десятка мужчин и ни одной женской партии. Глаз тоже не найдёт, чему порадоваться — палуба, корабельные снасти и потрёпанная одежда матросов. Грубая проза в тексте и не очень удобная для слуха музыка. Зато впечатления в итоге очень сильные. Особенно в финале, где Вилли Бад поёт последний монолог, перебирая в памяти свою жизнь («Billy in the Darbies» -«Билли в наручниках»).
Например, этого — последнего монолога Вилли Бада , в котором он прощается с жизнью.
В этой постановкеМайкла Грандажа действие оперы перенесено из 18 века на современную подводную лодку. Жак Имбрайо — южноафриканский баритон.
Две последние оперы в этом списке — американские. Ещё в начале 20 века такого понятия — американская опера — не существовало вообще. Но к концу века она уже вышла на передовые рубежи в мире.
Два композитора США — Филип Гласс и Джон Адамс стали авторами самых известных опер конца двадцатого столетия. Написаны они в технике минимализма.
В двух словах минимализм — это метод композиции на основе длительного повторения элементарного мотива или ритма. Внутри этого процесса возможны разные изменения, но в целом получается такая звуковая лента времени, воспринимаемая слухом как медитативное погружение.
🔷 Филип Гласс. «Эхнатон» (1983)
Филип Гласс приспособил минимализм к жанру оперы.
Для неподготовленного человека это звучит непривычно. Тут нужно отключить лишние рецепторы и настроить свой мозг на бесконечный повтор того, что ты и так уже понял с первого раза.
Если вам удастся преодолеть нарастающее раздражение, то целое будет восприниматься местами интересно, местами остроумно, местами в полном соответствии с происходящим на сцене.
Гласс не сказал ничего нового в минимализме, зато он нашёл способ довольно эффективно приспособить эту (довольно сложную вообще-то) технику к запросам массовой публики и придать банальному ореол глубокомысленности. Вдобавок к этому Гласс очень плодовит: одних только опер он написал полтора десятка, не считая симфоний, концертов и всякой другой музыки.
Такая тактика дала свои плоды: сегодня Филип Гласс считается главным композитором США и имеет репутацию живого классика.
Эхнатон — это египетский фараон (14 век до н.э.), основатель монотеистической религии (он установил культ бога Солнца — Атона) и супруг всем известной Нефертити.
Сюжет оперы — отдельные картины из периода правления Эхнатона — от коронации до смерти. Тексты, взятые из источников того времени, поются в оригинальном виде, на древних языках. Только ария Эхнатона — гимн Солнцу — исполняется на языке аудитории. Она, практически, стала уже оперным хитом в США.
Американский контртенор Николас Таманья.
🔷Джон Адамс. «Никсон в Китае» (1987)
Целых три оперы Аламса поставлены на сегодняшний день в Метрополитен-опера. Это знак того, что в США он признан как главный современный оперный композитор.
Все его оперы — это продукт совместной деятельности с известнейшим американским режиссёром Питером Селларсом (идеи и постановки, иногда либретто ). А там, где Питер Селларс, скучно не бывает. Поэтому многие люди, отрицающие оперу, тем более современную, с энтузиазмом воспринимают «Никсона в Китае».
«Никсон в Китае» — это именно то, о чём говорится в названии. Сюжет представляет собой вереницу протокольных мероприятий исторического визита президента Никсона с супругой в Китай (1972 год). Всё это показано с изрядной долей юмора.
Например, вот в этой сцене на культурном мероприятии в честь высоких американских гостей: им показывают китайский балет о том, как женский революционный отряд смело выступил на защиту бедной крестьянской девушки от эксплуататора-помещика.
Увиденное настолько шокирует американских гостей, они даже пытаются вмешаться. Супруга Мао (Цзян Цин) поёт пламенную политическую арию «Я жена Мао Цзедуна!» Её вокалу позавидовала бы вагнеровская Брунгильда.
Кэтлин Ким.
К моменту постановки этой оперы Мао Цзедун уже умер. Его вдова Цзян Цин сидела в тюрьме со смертным приговором. Но Ричард и Пэт Никсон были в курсе того, что о них написана опера: им предварительно им был показан план сценария для утверждения.
Начало статьи об операх ХХ века здесь и здесь.
Странно не найти среди главных опер 20 века «Похождение повесы»
Есть «Эдип». «Похождения повесы» ничем его не превосходят.