джон адамс
Сцена из оперы Джона Адамса "Никсон в Китае" Фото Сара Крулвич / The New York Times

Это третья серия обзора выдающихся опер ХХ века.

Часть первая – начало века – 👉здесь. Часть вторая – 👉здесь.

Опера ХХ века совсем не похожа на оперу XIX века. И это нормально. Жизнь изменилась.

Если бы Верди заказывал пиццу в интернете, летал на “боинге”, пользовался айфоном и общался со своими фанатами в твиттере, его “Аида” и “Травиата” звучали бы совершенно иначе.

И если бы Чайковскому пришлось пережить две мировых войны, не факт, что он написал бы арию Ленского.

Какое время – такая и музыка. Поэтому не будем искать в опере ХХ века того, чего в ней не может быть.

🔷Сергей Прокофьев. “Война и мир” (1945)

Эта опера Прокофьева вполне традиционна, как и должно было быть в СССР в те годы. Но она выделяется грандиозностью задачи и её воплощения. “Спеть” эпохальный роман Толстого в опере – мягко говоря, смелая идея. Шостакович назвал это сочинение гениальным.

Здесь 70 персонажей, монументальные хоры, тончайшие лирические сцены и много проблем для режиссёров, сценографов, певцов и дирижёра.

Масштабы эпопеи Толстого стала причиной того, что Прокофьев несколько раз перерабатывал эту оперу. В итоге первоначальный вариант, в котором опера состояла из двух “серий”, показанных в два вечера, сократился до более компактного, но сам автор так и не успел увидеть окончательную версию.

Ольга Гурякова и Натан Ганн в постановке Национальной Оперы Парижа.

🔷 Франсис Пуленк “Человеческий голос” (1959)

Главная опера Пуленка – “Диалоги кармелиток”. Но для того, чтобы показать новый формат ХХ века – монооперу – вспомним его “Человеческий голос”.

Моноопера – это опера для одного исполнителя. Пионером этого жанра был не Пуленк, а Арнольд Шёнберг (“Ожидание”). Но “Человеческий голос” публика любит гораздо больше, потому что она – как французские фильмы: лирическая, тонкая, несложная и трогающая до глубины души.

Вся опера (она одноактная) представляет собой прощальный телефонный разговор Женщины с её бывшим возлюбленным, который мы слышим только в её репликах. Из них, как из пазлов, постепенно складывается картина внутренней катасторофы, несовместимой с жизнью.

Автор либретто – Жан Кокто.

Опера полностью построена на мелодической декламации, но в оркестре несколько раз появляется чудесная тема любви.

Дениз Дюваль.

🔷 Бенджамин Бриттен. “Билли Бад” (1951)

Первым классиком английской оперы стал в 17 веке Генри Пёрселл, а следующим – через триста лет – Бенджамин Бриттен. Он компенсировал эту историческую паузу, написав полтора десятка опер, несколько из которых стали классикой ХХ века.

“Билли Бад” из них – самая успешная. История, рассказанная в ней (сюжет взят из рассказа Германа Мелвилла), очень тяжела.

Билли Бад – “красавчик Билли” – матрос на английском военном корабле, симпатичный весёлый парень, всеобщий любимец и чистая душа, попадается в сети, расставленные для него чужой злой волей. В итоге у него нет другой дороги, кроме как на виселицу.

Капитан судна знает, что он казнит невинного, но иначе поступить не может. С этого момента и до самой смерти он будет влачить этот груз вины.

На сцене почти три десятка мужчин и ни одной женской партии. Глаз тоже не найдёт, чему порадоваться – палуба, корабельные снасти и потрёпанная одежда матросов. Грубая проза в тексте и не очень удобная для слуха музыка. Зато впечатления в итоге очень сильные. Особенно в финале, где Вилли Бад поёт последний монолог, перебирая в памяти свою жизнь (“Billy in the Darbies” -“Билли в наручниках”).

Например, этого – последнего монолога Вилли Бада , в котором он прощается с жизнью.

В этой постановкеМайкла Грандажа действие оперы перенесено из 18 века на современную подводную лодку. Жак Имбрайо – южноафриканский баритон.

Две последние оперы в этом списке – американские. Ещё в начале 20 века такого понятия – американская опера – не существовало вообще. Но к концу века она уже вышла на передовые рубежи в мире.

Два композитора США – Филип Гласс и Джон Адамс стали авторами самых известных опер конца двадцатого столетия. Написаны они в технике минимализма.

В двух словах минимализм – это метод композиции на основе длительного повторения элементарного мотива или ритма. Внутри этого процесса возможны разные изменения, но в целом получается такая звуковая лента времени, воспринимаемая слухом как медитативное погружение.

🔷 Филип Гласс. “Эхнатон” (1983)

Филип Гласс приспособил минимализм к жанру оперы.

Для неподготовленного человека это звучит непривычно. Тут нужно отключить лишние рецепторы и настроить свой мозг на бесконечный повтор того, что ты и так уже понял с первого раза.

Если вам удастся преодолеть нарастающее раздражение, то целое будет восприниматься местами интересно, местами остроумно, местами в полном соответствии с происходящим на сцене.

Гласс не сказал ничего нового в минимализме, зато он нашёл способ довольно эффективно приспособить эту (довольно сложную вообще-то) технику к запросам массовой публики и придать банальному ореол глубокомысленности. Вдобавок к этому Гласс очень плодовит: одних только опер он написал полтора десятка, не считая симфоний, концертов и всякой другой музыки.

Такая тактика дала свои плоды: сегодня Филип Гласс считается главным композитором США и имеет репутацию живого классика.

Эхнатон – это египетский фараон (14 век до н.э.), основатель монотеистической религии (он установил культ бога Солнца – Атона) и супруг всем известной Нефертити.

Сюжет оперы – отдельные картины из периода правления Эхнатона – от коронации до смерти. Тексты, взятые из источников того времени, поются в оригинальном виде, на древних языках. Только ария Эхнатона – гимн Солнцу – исполняется на языке аудитории. Она, практически, стала уже оперным хитом в США.

Американский контртенор Николас Таманья.


🔷Джон Адамс. “Никсон в Китае” (1987)

Целых три оперы Аламса поставлены на сегодняшний день в Метрополитен-опера. Это знак того, что в США он признан как главный современный оперный композитор.

Все его оперы – это продукт совместной деятельности с известнейшим американским режиссёром Питером Селларсом (идеи и постановки, иногда либретто ). А там, где Питер Селларс, скучно не бывает. Поэтому многие люди, отрицающие оперу, тем более современную, с энтузиазмом воспринимают “Никсона в Китае”.

“Никсон в Китае” – это именно то, о чём говорится в названии. Сюжет представляет собой вереницу протокольных мероприятий исторического визита президента Никсона с супругой в Китай (1972 год). Всё это показано с изрядной долей юмора.

Например, вот в этой сцене на культурном мероприятии в честь высоких американских гостей: им показывают китайский балет о том, как женский революционный отряд смело выступил на защиту бедной крестьянской девушки от эксплуататора-помещика.

Увиденное настолько шокирует американских гостей, они даже пытаются вмешаться. Супруга Мао (Цзян Цин) поёт пламенную политическую арию “Я жена Мао Дзедуна!” Её вокалу позавидовала бы вагнеровская Брунгильда.

Кэтлин Ким.

К моменту постановки этой оперы Мао Дзедун уже умер. Его вдова Цзян Цин сидела в тюрьме со смертным приговором. Но Ричард и Пэт Никсон были в курсе того, что о них написана опера: им предварительно им был показан план сценария для утверждения.

Начало статьи об операх ХХ века здесь и здесь.

Поделиться:

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Странно не найти среди главных опер 20 века “Похождение повесы”

  2. Есть “Эдип”. “Похождения повесы” ничем его не превосходят.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here