джон адамс
Сцена из оперы Джона Адамса "Никсон в Китае" Фото Сара Крулвич / The New York Times

Это третья серия обзора выдающихся опер ХХ века.

Часть первая – начало века – 👉здесь. Часть вторая – 👉здесь.

Опера ХХ века совсем не похожа на оперу XIX века. И это нормально. Жизнь изменилась.

Если бы Верди заказывал пиццу в интернете, летал на “боинге”, пользовался айфоном и общался со своими фанатами в твиттере, его “Аида” и “Травиата” звучали бы совершенно иначе.

И если бы Чайковскому пришлось пережить две мировых войны, не факт, что он написал бы арию Ленского.

Какое время – такая и музыка. Поэтому не будем искать в опере ХХ века того, чего в ней не может быть.

🔷Сергей Прокофьев. “Война и мир” (1945)

Эта опера Прокофьева вполне традиционна, как и должно было быть в СССР в те годы. Но она выделяется грандиозностью задачи и её воплощения. “Спеть” эпохальный роман Толстого в опере – мягко говоря, смелая идея. Шостакович назвал это сочинение гениальным.

Здесь 70 персонажей, монументальные хоры, тончайшие лирические сцены и много проблем для режиссёров, сценографов, певцов и дирижёра.

Масштабы эпопеи Толстого стала причиной того, что Прокофьев несколько раз перерабатывал эту оперу. В итоге первоначальный вариант, в котором опера состояла из двух “серий”, показанных в два вечера, сократился до более компактного, но сам автор так и не успел увидеть окончательную версию.

Ольга Гурякова и Натан Ганн в постановке Национальной Оперы Парижа.

🔷 Франсис Пуленк “Человеческий голос” (1959)

Главная опера Пуленка – “Диалоги кармелиток”. Но для того, чтобы показать новый формат ХХ века – монооперу – вспомним его “Человеческий голос”.

Моноопера – это опера для одного исполнителя. Пионером этого жанра был не Пуленк, а Арнольд Шёнберг (“Ожидание”). Но “Человеческий голос” публика любит гораздо больше, потому что она – как французские фильмы: лирическая, тонкая, несложная и трогающая до глубины души.

Вся опера (она одноактная) представляет собой прощальный телефонный разговор Женщины с её бывшим возлюбленным, который мы слышим только в её репликах. Из них, как из пазлов, постепенно складывается картина внутренней катасторофы, несовместимой с жизнью.

Автор либретто – Жан Кокто.

Опера полностью построена на мелодической декламации, но в оркестре несколько раз появляется чудесная тема любви.

Дениз Дюваль.

🔷 Бенджамин Бриттен. “Билли Бад” (1951)

Первым классиком английской оперы стал в 17 веке Генри Пёрселл, а следующим – через триста лет – Бенджамин Бриттен. Он компенсировал эту историческую паузу, написав полтора десятка опер, несколько из которых стали классикой ХХ века.

“Билли Бад” из них – самая успешная. История, рассказанная в ней (сюжет взят из рассказа Германа Мелвилла), очень тяжела.

Билли Бад – “красавчик Билли” – матрос на английском военном корабле, симпатичный весёлый парень, всеобщий любимец и чистая душа, попадается в сети, расставленные для него чужой злой волей. В итоге у него нет другой дороги, кроме как на виселицу.

Капитан судна знает, что он казнит невинного, но иначе поступить не может. С этого момента и до самой смерти он будет влачить этот груз вины.

На сцене почти три десятка мужчин и ни одной женской партии. Глаз тоже не найдёт, чему порадоваться – палуба, корабельные снасти и потрёпанная одежда матросов. Грубая проза в тексте и не очень удобная для слуха музыка. Зато впечатления в итоге очень сильные. Особенно в финале, где Вилли Бад поёт последний монолог, перебирая в памяти свою жизнь (“Billy in the Darbies” -“Билли в наручниках”).

Например, этого – последнего монолога Вилли Бада , в котором он прощается с жизнью.

В этой постановкеМайкла Грандажа действие оперы перенесено из 18 века на современную подводную лодку. Жак Имбрайо – южноафриканский баритон.

Две последние оперы в этом списке – американские. Ещё в начале 20 века такого понятия – американская опера – не существовало вообще. Но к концу века она уже вышла на передовые рубежи в мире.

Два композитора США – Филип Гласс и Джон Адамс стали авторами самых известных опер конца двадцатого столетия. Написаны они в технике минимализма.

В двух словах минимализм – это метод композиции на основе длительного повторения элементарного мотива или ритма. Внутри этого процесса возможны разные изменения, но в целом получается такая звуковая лента времени, воспринимаемая слухом как медитативное погружение.

🔷 Филип Гласс. “Эхнатон” (1983)

Филип Гласс приспособил минимализм к жанру оперы.

Для неподготовленного человека это звучит непривычно. Тут нужно отключить лишние рецепторы и настроить свой мозг на бесконечный повтор того, что ты и так уже понял с первого раза.

Если вам удастся преодолеть нарастающее раздражение, то целое будет восприниматься местами интересно, местами остроумно, местами в полном соответствии с происходящим на сцене.

Гласс не сказал ничего нового в минимализме, зато он нашёл способ довольно эффективно приспособить эту (довольно сложную вообще-то) технику к запросам массовой публики и придать банальному ореол глубокомысленности. Вдобавок к этому Гласс очень плодовит: одних только опер он написал полтора десятка, не считая симфоний, концертов и всякой другой музыки.

Такая тактика дала свои плоды: сегодня Филип Гласс считается главным композитором США и имеет репутацию живого классика.

Эхнатон – это египетский фараон (14 век до н.э.), основатель монотеистической религии (он установил культ бога Солнца – Атона) и супруг всем известной Нефертити.

Сюжет оперы – отдельные картины из периода правления Эхнатона – от коронации до смерти. Тексты, взятые из источников того времени, поются в оригинальном виде, на древних языках. Только ария Эхнатона – гимн Солнцу – исполняется на языке аудитории. Она, практически, стала уже оперным хитом в США.

Американский контртенор Николас Таманья.


🔷Джон Адамс. “Никсон в Китае” (1987)

Целых три оперы Аламса поставлены на сегодняшний день в Метрополитен-опера. Это знак того, что в США он признан как главный современный оперный композитор.

Все его оперы – это продукт совместной деятельности с известнейшим американским режиссёром Питером Селларсом (идеи и постановки, иногда либретто ). А там, где Питер Селларс, скучно не бывает. Поэтому многие люди, отрицающие оперу, тем более современную, с энтузиазмом воспринимают “Никсона в Китае”.

“Никсон в Китае” – это именно то, о чём говорится в названии. Сюжет представляет собой вереницу протокольных мероприятий исторического визита президента Никсона с супругой в Китай (1972 год). Всё это показано с изрядной долей юмора.

Например, вот в этой сцене на культурном мероприятии в честь высоких американских гостей: им показывают китайский балет о том, как женский революционный отряд смело выступил на защиту бедной крестьянской девушки от эксплуататора-помещика.

Увиденное настолько шокирует американских гостей, они даже пытаются вмешаться. Супруга Мао (Цзян Цин) поёт пламенную политическую арию “Я жена Мао Дзедуна!” Её вокалу позавидовала бы вагнеровская Брунгильда.

Кэтлин Ким.

К моменту постановки этой оперы Мао Дзедун уже умер. Его вдова Цзян Цин сидела в тюрьме со смертным приговором. Но Ричард и Пэт Никсон были в курсе того, что о них написана опера: им предварительно им был показан план сценария для утверждения.

Начало статьи об операх ХХ века здесь и здесь.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here