“Па-де-де” – это балетный дуэт. Слово это французское (“pas de deux”) и означает оно примерно “шаг вдвоём”.

Так можно назвать любой парный танец в балете, но есть особая, классическая форма па-де-де, которую довёл совершенства великий Мариус Иванович Петипа. Он создал из обычного парного танца сложную и помпезную форму па-де-де – главный номер любого классического балета.

Конструкция па-де-де следующая:

1. Сначала просто красивый выход пары в центр сцены. Это называется “антре”.

2. Дальше идёт адажио. Вы узнаете его начало по медленной и очень красивой лирической музыке, под которую балерина зависает в разных живописных позах, медленно вращается на мысочке одной ноги и как бы непринуждённо парит в замедленных прыжках. Адажио всегда про любовь.

Функция танцовщика тут чисто техническая: вовремя поддержать балерину, непринуждённо поднять её и перенести на другое место, создавая полную иллюзию, что это она сама)

Кристина Кречетова и Данила Корсунцев (кажется)
Кристина Кречетова и Данила Корсунцев (кажется)

Вот маленький фрагмент из Адажио в “Спящей красавице” Чайковского.

Орели Дюпон и Мануэль Легри – бывшие звёзды Королевской оперы Великобритании.

3. Дальше обычно идёт соло танцовщика, в котором он доказывает, что годится не только для поддержек. Это соло называется в балете “вариация”.

Виртуозность танцовщика – это, в основном, прыжки. Критерии качества – их высота, сложность и лёгкость исполнения. Тут полный набор всяких акселей и двойных тулупов, только называются они в балете иначе. Но список названий такой длинный, что лучше и не начинать)

Мануэль Легри во всей своей аристократической красе.

4. Балерина тоже кое-что умеет и без поддержек партнёра. Это она показывает в своей сольной вариации – следующем разделе па-де-де. Она может удивить публику и тончайшей мелкой техникой ног, и полётными прыжками.

Снова Орели Дюпон – очень мила и грациозна.

5. Последний раздел па-де-де – кода. Это быстрое и эффектное заключение всей композиции с какими-нибудь особо сложными элементами танца: серией высоких прыжков танцовщика или вращениями балерины.

Тут самое место для фуэте – этого антигуманного изобретения классического балета. 32 раза прокрутиться на одной ноге, не смещаясь ни вправо, ни влево, делать красивые жесты руками, да ещё и приятно улыбаться при этом – на это даже смотреть больно. После 16 вращения хочется уже бедную девочку остановить и успокоить, но она продолжает и делает ещё столько же!

Наталья Осипова в балете “Дон Кихот” Минкуса.

В брежневские времена па-де-де из классических балетов были обязательной частью всяких праздничных концертов. Была такая специальная дама за сценой, которая зловещим голосом, не оставляющим надежд на лучшее, объявляла: “Па-де-де из балета Чайковского “Лебединое озеро!”, чем вводила в тоску честных тружеников милиции или передовиков производства, заполнявших Колонный зал Дома Союзов.

Но без па-де-де не давали Райкина и Хазанова…)

Ещё про балет в Культшпаргалке:

“Что такое женская красота в балете?”

“Что такое мужская красота в балете?”

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here