Среди классических исполнителей есть два характерных типа: одни живут в своём, академическом измерении и строго блюдут честь своего цеха (их всё меньше). А другие под просветительским лозунгом «сделать классику ближе к массам» активно наводят с этими массами мосты.
Эту — вторую — часть ещё сильно вдохновляет тот факт, что там, на другом берегу, гораздо больше платят. А главное, что массовая публика мало осведомлена в классике. Поэтому она глотает всё, что ей дают, и легко назначает своих кумиров величайшими исполнителями. Хотя это очень далеко от истины.
Вот три главные фигуры, которые стали олицетворением попсы в классике. Или даже скорее наоборот — классики в попсе.
1. Ванесса Мэй (Англия)
Она начала с классического репертуара, и в подростковом возрасте добилась очень заметных успехов. Параллельно она играла в рок группах.
Её мудрая мама поняла, что пробиться на рынке классического исполнительства — дело почти безнадёжное, и отвела её к хорошему продюсеру, который и показал Ванессе путь к настоящему успеху, то есть, к синтезу рока и классики.
Ванесса сделала это на «пять с плюсом» благодаря неплохому вкусу, воспитанному на классике, смелости, воспитанной на горнолыжных спусках (она даже в Олимпийских играх 2014 года участвовала) и талантливым аранжировкам.
В итоге она твёрдою рукой опопсила Баха, Вивальди и многих других (список длинный). Сделала она это красиво и энергично с помощью своей электронной скрипки, симпатичной внешности и пластической одарённости.
Зато миллионы людей полюбили Токкату и фугу ре минор Баха, а уж о «Грозе» Вивальди и говорить нечего: эта «Гроза» (которую все упорно называют «Штормом») просто снесла человечеству крышу.
Если уж Рамзан Кадыров благодаря Ванессе влился в ряды страстных любителей скрипичного искусства и не пожалел для Ванессы полмиллиона долларов за выступление, то что говорить о простых смертных! Все до сих пор в восторге, конечно, и многие стали уважать классику.
Кстати,в этом году Ванессе исполнилось 40.
Об уровне её игры говорить не приходится, потому что сам жанр ближе к цирку, чем к настоящему исполнительству, к тому же критерий качества звука (важнейший у скрипачей) отпадает вовсе, потому что скрипка у неё чаще электронная.
2. Дэвид Гарретт (Германия)
Дэвид Гарретт прошел примерно тот же путь, что и Ванесса Мэй.
У него было детство вундеркинда с непрерывными триумфами.
Когда он вырос и стал просто отличным скрипачом, каких сейчас много, на его облик рок-звезды сделал ставку один известный музыкальный продюсер, и Дэвид покинул академический заповедник в направлении попсы, попутно перекрасившись в блондина.
В отличие от Ванессы, он предпочитает акустическую скрипку (только с подзвучкой), и это уже хорошо — всё-таки живой звук.
Его обработки классики не такие радикальные. Поэтому свой технический уровень он держит в хорошей форме. Но очень обидно, когда на своём Страдивари он тянет какую-нибудь примитивную мелодию из «Пиратов Карибского моря» или из Битлз. Это все равно, что на Ламборджини в районную поликлинику ездить.
Спасибо Гаррету за то, что поток мальчиков, поступающих в музыкальную школу на скрипку, увеличился, благодаря ему. Но называть его «Паганини 21 века», что склонны делать его восторженные поклонницы, не стоит. Скрипачи экстра класса — это другие люди.
3. Андре Рьё и Оркестр Иоганна Штрауса (Нидерланды)
Тот, кто включает телевизор на новогодние праздники, не мог не видеть этого стройного господина со скрипкой в руках, непринуждённо управляющего симфоническим оркестром.
Несмотря на его скромный вид, он настоящий монстр музыкальной индустрии, действующий под вывеской «классическая музыка».
Рьё — владелец тринадцати компаний (в том числе, продюсерских контор и звукозаписывающих студий), двух личных самолетов (на одном из них он перемещается со своим оркестром по миру), а его доходы таковы, что любая рок звезда позеленеет от зависти. В прошлом году он заработал почти $48 миллионов, но бывало и гораздо больше.
А секрет его успеха в том, что он опопсил классику до уровня приятного шлягера плюс сделал из своих выступлений грандиозные шоу: с дымом, фейерверками, сменой костюмов, танцгруппой, хором и лазерными проекциями (привет от Киркорова).
Его оркестр напоминает большую команду аниматоров на корпоративе. Чего стоят эти дамы-скрипачки, флейтистки и хористки, разодетые в декольтированные платья времен австрийской императрицы Сиси.
Андре Рьё играет свои вальсовые мотивчики на скрипке Страдивари, чем вызывает глумление музыкальных критиков (о нём вообще пишут, примерно, как у нас о Баскове), он персона нон грата в мире академической музыки.
Но публика всех стран встречает его на «ура», Новый год без него как бы и не Новый год, все радуются его концертам, как дети фейерверку, и считают его великим дирижёром всех времен и народов.