Среди классических исполнителей есть два характерных типа: одни живут в своём, академическом измерении и строго блюдут честь своего цеха (их всё меньше). А другие под просветительским лозунгом “сделать классику ближе к массам” активно наводят с этими массами мосты.

Эту – вторую – часть ещё сильно вдохновляет тот факт, что там, на другом берегу, гораздо больше платят. А главное, что массовая публика мало осведомлена в классике. Поэтому она глотает всё, что ей дают, и легко назначает своих кумиров величайшими исполнителями. Хотя это очень далеко от истины.

Вот три главные фигуры, которые стали олицетворением попсы в классике. Или даже скорее наоборот – классики в попсе.

1. Ванесса Мэй (Англия)

Она начала с классического репертуара, и в подростковом возрасте добилась очень заметных успехов. Параллельно она играла в рок группах.

Её мудрая мама поняла, что пробиться на рынке классического исполнительства – дело почти безнадёжное, и отвела её к хорошему продюсеру, который и показал Ванессе путь к настоящему успеху, то есть, к синтезу рока и классики.

Ванесса сделала это на “пять с плюсом” благодаря неплохому вкусу, воспитанному на классике, смелости, воспитанной на горнолыжных спусках (она даже в Олимпийских играх 2014 года участвовала) и талантливым аранжировкам.

В итоге она твёрдою рукой опопсила Баха, Вивальди и многих других (список длинный). Сделала она это красиво и энергично с помощью своей электронной скрипки, симпатичной внешности и пластической одарённости.

Зато миллионы людей полюбили Токкату и фугу ре минор Баха, а уж о “Грозе” Вивальди и говорить нечего: эта “Гроза” (которую все упорно называют “Штормом”) просто снесла человечеству крышу.

Если уж Рамзан Кадыров благодаря Ванессе влился в ряды страстных любителей скрипичного искусства и не пожалел для Ванессы полмиллиона долларов за выступление, то что говорить о простых смертных! Все до сих пор в восторге, конечно, и многие стали уважать классику.

Кстати,в этом году Ванессе исполнилось 40.

Об уровне её игры говорить не приходится, потому что сам жанр ближе к цирку, чем к настоящему исполнительству, к тому же критерий качества звука (важнейший у скрипачей) отпадает вовсе, потому что скрипка у неё чаще электронная.

2. Дэвид Гарретт (Германия)

Дэвид Гарретт прошел примерно тот же путь, что и Ванесса Мэй.

У него было детство вундеркинда с непрерывными триумфами.

Когда он вырос и стал просто отличным скрипачом, каких сейчас много, на его облик рок-звезды сделал ставку один известный музыкальный продюсер, и Дэвид покинул академический заповедник в направлении попсы, попутно перекрасившись в блондина.

В отличие от Ванессы, он предпочитает акустическую скрипку (только с подзвучкой), и это уже хорошо – всё-таки живой звук.

Его обработки классики не такие радикальные. Поэтому свой технический уровень он держит в хорошей форме. Но очень обидно, когда на своём Страдивари он тянет какую-нибудь примитивную мелодию из “Пиратов Карибского моря” или из Битлз. Это все равно, что на Ламборджини в районную поликлинику ездить.

Спасибо Гаррету за то, что поток мальчиков, поступающих в музыкальную школу на скрипку, увеличился, благодаря ему. Но называть его “Паганини 21 века”, что склонны делать его восторженные поклонницы, не стоит. Скрипачи экстра класса – это другие люди.

3. Андре Рьё и Оркестр Иоганна Штрауса (Нидерланды)

Тот, кто включает телевизор на новогодние праздники, не мог не видеть этого стройного господина со скрипкой в руках, непринуждённо управляющего симфоническим оркестром.

Несмотря на его скромный вид, он настоящий монстр музыкальной индустрии, действующий под вывеской “классическая музыка”.

Рьё – владелец тринадцати компаний (в том числе, продюсерских контор и звукозаписывающих студий), двух личных самолетов (на одном из них он перемещается со своим оркестром по миру), а его доходы таковы, что любая рок звезда позеленеет от зависти. В прошлом году он заработал почти $48 миллионов, но бывало и гораздо больше.

А секрет его успеха в том, что он опопсил классику до уровня приятного шлягера плюс сделал из своих выступлений грандиозные шоу: с дымом, фейерверками, сменой костюмов, танцгруппой, хором и лазерными проекциями (привет от Киркорова).

Его оркестр напоминает большую команду аниматоров на корпоративе. Чего стоят эти дамы-скрипачки, флейтистки и хористки, разодетые в декольтированные платья времен австрийской императрицы Сиси.

Андре Рьё играет свои вальсовые мотивчики на скрипке Страдивари, чем вызывает глумление музыкальных критиков (о нём вообще пишут, примерно, как у нас о Баскове), он персона нон грата в мире академической музыки.

Но публика всех стран встречает его на “ура”, Новый год без него как бы и не Новый год, все радуются его концертам, как дети фейерверку, и считают его великим дирижёром всех времен и народов.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here