Вроде бы всем примерно ясно, что это такое — симфония, но по факту очень часто этим словом называют то, что симфонией совсем не является: чаще всего вообще всё, что кажется заумно-академическим (как бы не для нашего ума).
Вот три признака симфонии:
- симфонию не поют и не играют на рояле. Это сочинение для симфонического оркестра
- симфония — это всегда масштабно. Как правило в ней бывает четыре части в разных темпах (первая и последняя обычно быстрые)
- симфония — это как роман в литературе. Это концептуальный и интеллектуальный жанр. То есть если композитор хочет высказаться на очень важные и сложные темы, он пишет не ноктюрн или романс, а именно симфонию.
Кто пишет симфонии?
Далеко не все даже очень одарённые композиторы способны написать симфонию. Для этого нужен талант музыкального драматурга, отличное владение техникой композиции и абстрактное мышление. К примеру, Глинка так и не смог написать симфонию, хотя очень к этому стремился. Шопен, Мусоргский, Верди и многие другие великие композиторы тоже не написали ни одной симфонии (не только по той причине, что не хотели).
Зато те, кто стал мастером в этом жанре, вошли в пантеон избранных и называются гордым словом «симфонист». Бетховен, Брамс, Малер, Чайковский, Шостакович — это главные симфонисты (значит, герои) в классической музыке.
Гайдн и Моцарт тоже писали прекрасные симфонии, но в большинстве случаев они не замахивались на какие-то глобальные идеи, и в принципе под их симфонии можно было прекрасно выпить и закусить (что и делали гости князя Эстергази, у которого служил Гайдн).
А вот Бетховен уже сделал из этого жанра музыкальное послание к человечеству, и тогда симфония вознеслась на высшую ступень музыкальной иерархии.
Кстати, Бах тоже наверняка был бы симфонистом (он умел мыслить глобально), но в его время симфонии ещё просто не было. Её история началась с Гайдна в середине 18 века.
Симфония и публика
Обычно публика знакома с классическими симфониями по какой-то одной части или даже мелодии. Например, все знают бетховенский «татататАм» из первой части Пятой симфонии.
Остальные три части мало кому знакомы.
Точно так же у всех на слуху вот эта тема соль минорной симфонии (№40) Моцарта.
А что там дальше — мало кого интересует (и напрасно).
Но весь фокус и смысл симфонии именно в том, чтобы проследить, как автор разворачивает свою мысль в других ракурсах (частях), как он из этих частей сложит единое целое, к какому выводу он придёт в итоге, и как он сделает так, чтобы мы не заснули до четвёртой части.
Так что слушать симфонию — это наслаждение, добытое через нелёгкий, но увлекательный интеллектуальный труд, которое обязательно пойдёт в плюс нашему общему развитию. Это примерно как прочитать исторический роман, посмотреть до конца артхаусный фильм или сыграть партию в шахматы. То есть это удовольствие для подготовленных людей. В конце концов просидеть молча, не двигаясь, в кресле филармонического зала и ни разу не залезть в мобильник в течение 30-60 минут — тут тоже тренировка нужна.
Поэтому до начала 20 века симфонии в концертах играли обычно отдельными частями, а не целиком (особенно в России). Например, первая часть симфонии Бетховена, а потом какой-нибудь романс Варламова, потом марш из «Аиды», к примеру, а потом четвертая часть симфонии Моцарта. Сейчас всё стало гораздо строже и академичнее. Но и труднее для неподготовленного слушателя.
Потому классику и называют высоким искусством: до неё надо ещё дотянуться)
У Грига симфония всё-таки есть (до минор, 1864 г.), хоть и малоизвестная. Так что из списка его надо бы убрать и заменить, скажем, на Равеля.
Спасибо, точно, есть у Грига симфония. Убрала его из списка.